Новости
Демпфирующая надбавка или заветная пилюля от роста розничных цен в будущем году

20.09.2018

Демпфирующая надбавка или заветная пилюля от роста розничных цен в будущем году

Спор между двумя ведомствами возник из-за введения так называемой "демпфирующей надбавки", при введении которой Минэнерго предлагает компенсировать нефтяникам из бюджета страны недополученную прибыль. По договоренности с правительством с мая текущего года производители нефтепродуктов в ущерб себе и своим интересам удерживают цены на своих сетях АЗС, продавая бензин и дизельное топливо российскому потребителю по ценам равным или ниже оптовых. В то же время экспортировать топливо за границу на фоне слабого рубля и кратно выросших цен на нефть и нефтепродукты небывало выгодно.

Министерство финансов несогласно с таким раскладом. Оно утверждают, что нефтяники должны самостоятельно решить вопрос касательно удержания низких цен на отечественном рынке, так как они уже получили хорошую прибыль на подорожавшей нефти. Выплачивать компенсации по демпфирующему механизму Минфин предлагает за счет другого источника – из дополнительных средств, полученных в бюджет вследствие повышения нефтепроизводителям НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Однако Минфин забывает о том, что нефтяники уже и так пополнили бюджет страны от экспорта нефти и нефтепродуктов только за первое полугодие 2018 года на 116 млрд. долларов. Это на 30% больше, чем за предыдущий период прошлого года. И это без учета увеличенных НДПИ, акцизов и НДС.

Согласно последней информации, правительство еще не приняло окончательное решение, за счет каких средств будет выплачиваться компенсация: за счет бюджета или за счет самих нефтяников. Полагают, что выплаты лягут на плечи государства и нефтяных компаний в равном объеме. Причем последние должны будут платить повышенный НДПИ.

О механизме

Напомним, что в мае 2018 года из-за резкого скачка цен на "черное золото" и ослабленного рубля повысились нетбэки (альтернативная экспортная стоимоть нефтепродуктов без издержек на транспортные и логистические услуги, а также экспортные пошлины) на бензин и дизельное топливо. А стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке напрямую зависит от экспортных цен. Чтобы ценовая политика на российском рынке осталась на прежнем уровне, правительство разработало механизм "демпфирующей надбавки". Производителям нефти из государственного бюджета решили выплачивать часть экспортной премии: в 2019 году планируют компенсировать 60%, в последующие годы – половину. Для расчета надбавки решили установить индикативные цены. В грядущем 2019 году оптовая стоимость бензина АИ92 должна составлять 56 000 р/тн, а дизельного топлива – 50 000 р/тн с шириной коридора для права на получение субсидий плюс/минус 10%.

Рассмотрим, как бы работала схема "демпфирующей надбавки", если бы ее ввели с начала текущего года. Безусловно, это будут условные расчеты, так как они будут производиться не по средним величинам статистических показателей, которыми мы оперируем в расчете, а для каждого нефтеперерабатывающего завода в отдельности с его ценами на оптовые партии топлива и нетбэками.

Берем бензин АИ92. Рассчитаем нижний предел для начисления компенсации:

56 000 – 56 000/100*10=50 400 р/тн

Верхняя граница для начисления компенсации рассчитывается так:

56 000 + 56 000/100*10=61 600 р/тн

По диаграмме мы видим, что субсидия должна быть начислена в 2018 году всего один раз: с 7 мая по 26 июня с разницей между нетбэком и внутренней стоимостью в 3 840 р/тн. Налоговый вычет НПЗ составил бы 2 300 руб. с каждой проданной тонны 92-го бензина.

Стоит отметить, что механизм демпфирования – это своеобразная мотивация для нефтяников удерживать стоимость топлива на российском рынке немногим выше уровня нижней границы (50 400 р/тн). Только тогда они смогут получить максимальную компенсацию. Дальнейшее повышение стоимости бензина с их стороны приведет к сокращению разницы между нетбэком и этой ценой, что повлечет к уменьшению размера компенсации.

Если цена топлива выше или ниже пределов границ, то субсидия не начисляется. Однако в законе ничего не говорится о высокооктановом бензине АИ95 и выше. Что это означает? Удерживать цены на эти виды топлива государство не собирается? По всей видимости, это так. Возможно, они считают, что эта продукция не входит в категорию социальной.

Если взять дизельный сегмент рынка, то здесь ситуация другая. Государство вынуждено было бы субсидировать производителей постоянно с мая месяца по текущее число.

И опять возникает вопрос: что будет с зимним дизельным топливом? Его внутрирыночная стоимость уже сформирована. Причем цена в холодное время года намного больше, чем в летний сезон. А производить расчеты по нетбэк ценовые агентства не планируют. Как этот вопрос будут решать власти пока не ясно. Будет ли он рассматриваться вообще, или просто сделают нетбэк на летний сорт равный межсезонным и зимним классам.

В заключение следует добавить, что нефтяные компании считают индикативные цены на 2019 год завышенными и предлагают понизить их: на бензин АИ92 с 56 000 тыс. р/тн до 50 000 р/тн, на дизельное топливо – с 50 000 до 45 000 р/тн. Снижение планки благоприятно отразится на снижении внутренних оптовых цен. Нижняя граница коридора субсидирования АИ92 понизится с 50 400 до 45 000 р/тн, на дизельное топливо – с 45 000 до 40 500 р/тн. И это был бы хороший вклад в умиротворение будущих оптовых цен. Но Минфин скорее горой встанет против таких цен, запугивая правительство неисполнением бюджета 2019 года. 

Компания "РусПетрол" предлагает экономить, приобретая топливо по топливным картам. Мы приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству юридических лиц. Свяжитесь с менеджерами компании по телефону, и они ответят, какие топливные карты подойдут именно вам!