Новости
Почему АЗС больше не могут предоставлять скидки

25.09.2018

Почему АЗС больше не могут предоставлять скидки

Поведение биржевых индексов по-прежнему вызывает тревогу экспертов, несмотря на успех регуляторов в отношении роста цен. Сбить накал и остановить взлет расценок удалось, но состояние рынка остается далеким от идеала. Ситуацию наглядно демонстрируют диаграммы поведения территориальных индексов в текущем 2018 году и в 2017 году.

В 2017 году, как и сейчас, заводы временно сокращали производственные мощности на периоды сезонных ремонтов в мае и в сентябре, но на диаграммах не видно резких скачков, как на графике 2018 года. Межтоварные цены оставались в обоснованных коридорах, и ситуация на рынке была относительно стабильной.

Возникает вопрос: когда-нибудь ранее наблюдалось ли такое явление, что оптовые цены на дизтопливо обгоняли бензиновые? Что случилось в текущем году? Так распорядился рынок? Но ведь рынок не существует сам по себе – базу для него задают регуляторы. Значит, именно они не смогли предусмотреть и вовремя разработать механизмы, способные защитить рынок от взлета цен на нефть, от кризиса национальной валюты. Регуляторы рассчитывали, что стоимость нефти останется в комфортных границах 50$. Тогда майские события стали неожиданностью – котировки вплотную подошли к черте в 80$, а рубль рухнул до 63 руб/доллар благодаря политике Минфина. В сентябре российская валюта спустилась еще ниже – до отметки 68 руб/доллар. Диспаритет между внутренними и экспортными ценами усилился не в нашу пользу.

Осенью правительство перешло на "ручное управление". Регуляторам рынка было отдано срочное поручение по подготовке изменений для механизмов регулирования внутренних цен на нефтепродукты. Вдруг обрел новую жизнь закон об "отрицательном акцизе", который более двух лет находился на рассмотрении в Минэнерго. В сложившихся обстоятельствах его одобрили уже через 2 месяца.

Новый закон предусмотрел способы защиты внутренних цен на моторное топливо от внешних угроз. Помочь в регулировании рынка должен так называемый "демпфирующий механизм" и "отрицательный акциз" на нефть. Демпфирующий механизм искусственно занижает стоимость черного золота, поступающего на российские нефтеперерабатывающие заводы. Это положительно влияет на рентабельность предприятий. Отрицательный акциз на нефть искусственно снижает нетбэк на дизтопливо и бензин, который служит ориентиром для поставщиков на внутреннем рынке.

Налоговый Кодекс РФ предложил ряд формул для расчета налоговых вычетов от разницы между внутренними расценками и нетбэк. Пока льготой не воспользовался никто, но уже с октября 2018 года положения НК РФ можно будет применить. Нефтяные компании настаивают на введении вычетов с 2019 года, хотя с точки зрения законодательства такие сроки практически невозможны.

Розничный рынок моторного топлива тоже не радует своими показателями. Мелкооптовые цены внутри страны вплотную приближаются к розничным, следуя изменениям биржевых индексов.

Росстат в сентябре провел мониторинг розничных цен на дизтопливо и бензин. По полученным данным, цифры впервые с июня 2018 года показали смену вектора, пока небольшую. В течение одной недели стоимость бензина выросла на 1 копейку, дизельного топлива – на 3 копейки. По этим цифрам хорошо видна основная тенденция к удорожанию. Цены на дизтопливо выросли почти во всех регионах РФ. При этом торговая наценка на ДТ упала с 8% до 3%, или с 3,50 руб/л до 1,40 руб/л. Некоторые области демонстрируют еще более удручающие показатели. Например, в Северо-Западном Федеральном округе маржа снизилась до 2,4% (1,05 руб/л), а в ЦФО – до 0,6% (0,26 руб/л). Сектор бензина выглядит немного оптимистичнее. Маржа АЗС здесь приблизилась к 9% от мелкооптовой цены, то есть с 4,5 руб/л до 3,3 руб/л.

Напомним, что самоокупаемость бизнеса розничной торговли топливом через АЗС со средними показателями прокачки - 10% - в них сидят расходы на персонал, электроэнергию, техническое обслуживание объекта и фискальная нагрузка на предприятие.

Владельцы АЗС вынуждены принимать меры. Решений несколько: прекратить работу, повысить розничные цены или использовать схему компаундирования, когда ГОСТовский продукт смешивается с дешевыми низкокачественными аналогами с целью снижения себестоимости. Последний вариант не совсем законный, поэтому к нему прибегнут частные уличенные продавцы и будут платить штрафы. При этом причина, вынуждающая АЗС к компаундированию и недоливам, остается не устраненной.

Напоминаем, что заправка по топливным картам от "РусПетрол" - надежный способ сохранить бюджет в условиях колебания цен.