Новости
На АЗС не доливают?

24.07.2018

На АЗС не доливают?

В прессе активно обсуждают результаты проверок автозаправочных станций на предмет недолива. Рейд, который провела Федерация автовладельцев России, показал неутешительный результат: более 76% АЗС обманывают своих клиентов. Проверка прошла в 13 регионах на 34 автозаправках.

Как сообщает "КоммерсантЪ", недолив в среднем составляет около 5%. Это значит, что при покупке 20 л бензина автовладелец недополучает 1 л и теряет порядка 45-50 рублей. Новость могла бы показаться возмутительной, но она вполне обычна для российского бизнеса. Недолив, обмер, обвес в розничной продаже – многовековое явление, которое вряд ли удастся искоренить.

Стремление обмануть клиентов продиктовано не только исключительной жадностью владельцев АЗС. Вся цепочка доставки топлива от скважины к баку автомобиля является несовершенной. Почти все цистерны приходят с заводов на нефтебазы с недоливом. Почему количество топлива не соответствует номинальному, и на каком именно участке воруют бензин, установить невозможно. Чтобы предъявить претензию нефтеперерабатывающему заводу по недоливу, оператор нефтебазы должен дождаться прибытия его представителя и соблюсти ряд процедур. Большая часть таких обращений ничем не заканчивается. На базах вынужденно принимают цистерны с недоливом и впоследствии покрывают недостачу с помощью завышения плотности топлива. Например, для бензина указывают не 745, а 770 кг/м3.

Здесь стоит напомнить, что на нефтебазах и автозаправках топливо учитывают в тоннах (единицы массы), а покупателям отпускают в литрах (единицы объема). Владельцы АЗС прибегают к недоливам, чтобы сохранить прибыль и не уйти в минус.

Для ясности можно выполнить простой расчет. Например, автоцистерна привозит на заправку 10 м3 топлива при температуре +20°С (если водитель не решил еще схитрить и подогреть емкость на солнышке). Бензин сливают в подземный резервуар, где он охлаждается примерно до +13°С. За счет изменения плотности объем топлива уменьшается почти на 100 л. За чей счет будет покрыта эта потеря? Желающих нет. В результате "испарившиеся" 100 л перекладывают на обслуживающий персонал АЗС, а тот, в свою очередь, на клиентов. В чистом виде для покрытия убытков необходим недолив на 1%. С учетом завышенной плотности топлива обман приближается к 3-5%. Эти цифры и были установлены в ходе рейда.

Если рассмотреть другие сферы торговли, то там потери товаров в процессе перемещения закладывают в конечную стоимость, поэтому обвес является исключительно личным решением конкретного продавца. На розничном топливном рынке закупочные тарифы находятся на максимально допустимом уровне, поэтому АЗС компенсируют убытки недоливом. Осуждать это явление можно бесконечно, но клеймить автозаправки позором рука не поднимется. По крайне мере, серьезные махинации с топливом прокручивают далеко не все компании. Есть среди них исключения, которые используют специальные жучки для накрутки счетчиков колонок на холостом ходу насоса, но они и не ограничиваются своими 5%.

Кстати сказать, сравнение недоливов с компенсацией объема дешевыми заменителями будет не в пользу последнего. Обман с литрами не несет угрозы для транспортного средства и его владельца. А вот заправка суррогатом непременно приведет к выходу из строя дорогостоящей топливной аппаратуры или целого агрегата.

Компания "РусПетрол" предлагает правильное решение по части заправки качественным горючим и оптимизации расходов на топливо – использование топливных карт. Выбирайте удобную программу и заполняйте заявку на нашем сайте. Топливная карта поможет повысить эффективность затрат на содержание автопарка.