Новости
Причины ценового ралли на внутреннем рынке

05.06.2018

Причины ценового ралли на внутреннем рынке

Стали известны планы-задания по реализации нефтепродуктов от СПбМТСБ в июне 2018 года. По сообщению СПбМТСБ объемы производства и уровень продаж автомобильного бензина вырастут на 7,4% по сравнению с майскими показателями, но и эти цифры далеки от желаемых. Значительного увеличения спроса в июне не ожидают. Дефицит не устранить.

Для сравнения приведены данные статистики по прошлым годам. В 2017 году общий объем реализации бензина с января по май был ниже на 5%, чем в планах на аналогичный период 2018 года, в которых значится цифра 1,38 млн. т. При этом фактическая реализация нефтепродуктов на бирже уменьшилась по сравнению с прошлогодней и составила 3,100 млн. т против 3,140 млн. т. В целом спад незначительный. За 5 месяцев он составил всего 1,2%. Но анализ данных только за май показывает уменьшение биржевой торговли на 25% в текущем году по сравнению с 2017. То есть объемы продаж топлива, которые по планам должны расти, в реальности уменьшаются. В причинах спада можно разбираться долго, и эта тема требует отдельного обсуждения. Одним из ключевых факторов бурного роста бензиновых индексов называют последовательное сокращение продаж топлива на внутреннем рынке со стороны крупных нефтяных компаний на протяжении последних нескольких месяцев без нарушения установленных лимитов.

Как говорилось в начале статьи, в июне 2018 года планируется повысить нормативные объемы реализации автомобильного бензина на 7,4%.

Дополнительный приток топлива на биржу должен обеспечить Рязанский нефтеперерабатывающий завод. На предприятии завершили ремонт первичных установок АВТ-3 и АВТ-4, который длился 2 месяца. Завод выходит на проектную мощность и планирует поставлять бензин в объеме не менее 12,4 тыс. т.

Также 18 июня завершаются ремонтные работы на Комсомольском НПЗ.

В середине мая на НОРСИ запустили первичную установку, ранее приостановленную на 35 дней. После ремонта выпуск топлива увеличится на 14%.

Сократят объемы производства на Новоуфимском НПЗ. В период с 16 июня по 30 июля здесь запланирован ремонт оборудования каталитического крекинга.

Стоит учитывать также сезон отпусков, во время которого объем заправок по безналу и за наличный расчет традиционно растет. Насколько удастся нефтяным компаниям удержать баланс и остановить быстрый рост оптовых цен на топливо, выяснится совсем скоро.

Сможет ли зафиксировать уровни бензиновых цен заплатка в 3 тыс. руб./т? Скорее всего, нет. С учетом превалирования экспорта над внутренними индексами порядка 7 тыс. руб/т заплатка может только снизить нэтбек, но уравнять его с внутренним рынком вряд ли удастся. Премия экспорта в 4 тыс. руб./т достаточно велика для того, чтобы топливо продолжало уходить за границу.

Можно рассмотреть такой вариант, что нефтяные компании постараются сохранить биржевые индексы на стабильном уровне в течение активного сезона, о чем их просят чиновники. Но остановить рост розничных цен невозможно. Топливо с высокими индексами уже законтрактовано, оно просто еще не дошло до автозаправок. Не отгружен еще даже бензин по апрельским сделкам, а поставки по майским контрактам поступят в регионы в последних числах июня. При этом на рынке отмечается дефицит товара. Об этом говорит почти полное отсутствие сделок на базисах "самовывоз автоналивом".

Однако, накаляющуюся обстановку вокруг розничных цен удалось успокоить, но не решить проблему системно.

30 мая на совещании куратора нефтяной отрасли вице-премьера Д. Козака с представителями ведущих ВИНКов удалось выработать решение заморозить цены на АЗС на уровне 31 мая - гласят заголовки новостных лент. Нефтяники согласились сдерживать розницу на текущем уровне в обмен на обещанное снижение налоговой нагрузки. Также по результатом совещания было заявлено, что выработанные меры окажут стабилизирующее воздействие на оптовый сегмент. При этом конкретных сроков сдерживания цен не называется.

Принятым решением рынок моторного топлива зафиксирован в перекошенном состоянии с паритетными значениями оптовых и розничных цен, что безусловно вынудит владельцев частных АЗС свернуть свой бизнес или перейти на торговлю суррогатами и недолив.

Причинами, вызвавшими ценовое ралли на АЗС, называют различные обстоятельства. ФАС обвиняет нефтяные компании в сокращении объемов продаж на внутреннем рынке в угоду премиальному экспортному, в манипуляциях со сделками  с собственными сбытовыми подразделениями. ВИНКи в свою очередь недовольны ужесточением фискальной нагрузки.

По мониторингу московских АЗС цены на 5 июня зафиксировались на следующих отметках:

Конечно, решение хоть и запоздалое, но в условиях галопирующего роста розничных цен почти по 0,80 руб./л в неделю, пожалуй, единственно верное.

Остаётся лишь сожалеть, что история ничему не учит. А между тем, пока нефтянка будет оставаться для бюджета основным источником налоговых поступлений, и через налогово-экспортную политику будут создаваться такие условия, что нефтяным компаниям выгоднее товар отправлять на экспорт, чем оставлять на внутреннем рынке, розничные цен так и продолжат смотреть строго вверх.

Потому упрёки ФАС в адрес нефтяных компаний в повышенной заинтересованности к экспортным сделкам следует адресовать тем ведомствам, которые принимали решение о снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, повышая таким образом уровень оптовых цен на внутреннем рынке, и побуждая производителей к экспорту, а не к продажам на внутреннем рынке. А как при этом сложится мозаика цен внутри собственной страны, мало кого интересует, равно как и состояние сектора независимых компаний на рынке нефтепродуктообеспечения. А потому кризис с ценами будет повторяться до тех пор, пока отсутствует система механизмов саморегулирования рынка нефтепродуктов, но вовсю работает принцип ручного управления.