Новости
Уровень крымских цен привлек внимание чиновников

02.03.2018

Уровень крымских цен привлек внимание чиновников

Федеральная антимонопольная служба РФ выразила намерение снизить в ближайшее время стоимость топлива в Крыму до уровня московских цен. Как стало известно со слов Игоря Артемьева, главы ФАС, проводившего встречу с депутатами Госдумы, ведомство инициировало несколько судебных исков по отношению к игрокам крымского рынка нефтепродуктов.

Артемьев заявил, что ФАС намерена наложить штрафы на участников рынка, как только появится положительное решение суда, а затем заставить их снизить цены до уровня московских. Глава антимонопольной службы убежден, что исходом этого спора будет именно такой финал, – разумеется, при поддержке судебной власти.

Очевидно, что контролировать цены на АЗС необходимо, однако есть и пределы, которые делают бизнес попросту нерентабельным. Именно поэтому оптимальной схемой сотрудничества между владельцами автозаправок и регуляторами рынка должна стать атмосфера доверия, а также умение сторон прислушиваться друг к другу.

В случае с крымскими АЗС снижение цен на бензин и дизельное топливо до уровня московских было бы рентабельно, если бы на территории Крыма вдруг появился московский НПЗ. Это бы убрало из затратной части услуги железнодорожного транспорта, что составляет сегодня около 10%, или 4 рубля на каждом литре топлива. Именно столько затрачивается при транспортировке горючего в Крым с Самарской группы НПЗ.

Цены на топливо в удаленных от производства регионах всегда были достаточно высокими, что вполне закономерно. К числу таких областей относятся, кроме Крыма, Сахалин, Камчатка, Магадан, Владивосток. Реально ли там требовать ценовой политики на уровне московской? Ответ очевиден.

Ситуация усложняется еще и тем, что бензин и дизтопливо на крымских АЗС – достаточно низкого качества. Независимые владельцы автозаправочных станций часто вливают в заводской товарный продукт дешевый контрафакт, чтобы удешевить топливо и добиться паритета между оптовыми и розничными ценами. Статистика утверждает, что объем такого низкокачественного горючего, не соответствующего ГОСТам, в регионе достигает 40%.

В целях борьбы с контрафактным топливом на АЗС на 2018 год запланировано проведение ряда мероприятий по сокращению поставок дизельных фракций в регионы РФ. По результатам февраля объемы поставки в Южный федеральный округ безакцизных дизельных фракций и правда сократились. Причина тому – ужесточение государственного контроля за оборотом прямогонного дизельного топлива. С 29 января 2018 года наказание за это нарушение составляет 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. руб. Эта сумма превышает предыдущие штрафные санкции (100-300 тыс. руб.) в 2-5 раз.

Владельцы АЗС могут в любой момент столкнуться с рейдом контролеров и заплатить огромный штраф. Завершение кампании по обнаружению некачественного топлива запланировано на 1 июля 2018 года.

Несмотря на угрозы штрафов, владельцы частных АЗС продолжают использовать в качестве эрзац-дизеля судовое маловязкое топливо, дистилляты газового конденсата, топливо мазутное технологическое и так далее по списку высокосернистого прямогонного дизеля, выпускаемого под номенклатурами, не попадающими под акцизы. Несмотря на снижение спроса на СМТ, продукт полностью не выпал из оборота. Востребованность в нем упала за год на треть – со 166 до 110 тыс. тн, по состоянию на январь.

В 23 из 39 регионов потребность в СМТ суммарно уменьшилась на 78 тыс. тн, а некоторые области полностью отказались от закупок судового маловязкого топлива. Среди них – Орловская, Брянская, Волгоградская области, а также Приморский край и Татарстан. В свою очередь, Новосибирская, Оренбургская, Челябинская, Свердловская и Тюменская области наращивают обороты закупок СМТ.

Компания "РусПетрол" является дистрибьютором топливных карт Роснефть, которые обслуживаются, в том числе, на сетях региональных операторов. Обслуживание по корпоративным картам Роснефть гарантирует заправку на АЗС, реализующих только качественные нефтепродукты, поставляемые с крупнейших НПЗ России.