Новости
Обзор столичного топливного рынка за май

12.06.2017

Обзор столичного топливного рынка за май

Про опт

С середины мая повышение цен на продукты нефтепереработки было вызвано двумя факторами: ростом цен на сырую нефть и сезонным увеличением спроса на бензин.

Заметим, что скептическое настроение трейдеров относительно продления срока договора о сотрудничестве членов ОПЕК и 11, не входящих в картель стран-экспортеров нефти, повлекло за собой спад цены за баррель нефти ниже $50. Однако, падение длилось недолго. За четыре дня торгов баррель достиг прежней отметки в $52.

Такому быстрому восстановлению позиций поспособствовала встреча министров РФ и Саудовской Аравии, и их совместное заявление о том, что соглашение может быть продлено сразу на 9 месяцев. Свой вклад внесло и признание ОПЕК в том, что с начала года запасы в плавучих нефтенакопителях сократились на треть, а по заявлению министра энергетики РФ Александра Новака – наполовину.

Напомним, что в конце прошлой осени члены ОПЕК пришли к соглашению о сокращении объемов добычи нефти в сутки – на 1,2 млн. барр. При этом Саудовская Аравия приняла обязательство снизить объемы добычи на 486 млн. барр./сутки. Другие страны-экспортеры нефти, не являющиеся членами ОПЕК, обязались уменьшить объемы добычи на 0,6 млн. барр. в сутки в совокупности, из которых на Россию пришлась почти половина.

Что касается второго фактора – сезонной активизации топливного рынка и роста оптовых цен на бензин – то такая ситуация в конце мая наблюдается из года в год и является абсолютно предсказуемой. 2017 год не стал исключением, даже при том, что по настоянию министерства энергетики были аккумулированы запасы бензина в количестве 1,9 млн. тн, а нефтяные компании заверили правительство в том, что смогут за короткий срок увеличить объемы производства топлива до требуемого уровня. Но в конечном итоге повторилась прошлогодняя ситуация, когда перед началом летнего сезона запасы бензина составили более 2 млн. тн, но тем не менее в период с мая по июль оптовые цены на бирже выросли на 10%. Через некоторое время подскочила розница и заправка по топливным картам.

И хотя маловероятно, что в этом году в точности повторится ситуация прошлого весенне-летнего сезона, скорее всего, без временного повышения цен не обойдется. Тем более, что рекорд 2016 года уже побит. Все указывает на то, что нынешним летом индекс REG легко достигнет отметки 43 тыс. руб./тн. Ситуация на бирже, которая наблюдалась в последние дни, подтверждает этот прогноз. Еще не успела закончиться вторая декада мая, как биржевые индексы бодро взлетели вверх. Только за один день, 18 мая, Аи-95 подорожал на 250, а Аи-92 – на 300 руб./тн.

 

Нефтяные компании настроены и дальше раскручивать цены, пока, наконец, в процесс не вмешается ФАС. Но у нефтяников есть контраргумент в виде показателя эффективности экспорта. Пока нетбэк и биржевые котировки примерно равны. Оптовый рынок не сразу реагирует на изменения netback. Если проанализировать средние по 2017 году значения котировок СПбМТСБ и экспортную альтернативу, то цены за тонну топлива на внутреннем рынке окажутся ниже паритетных приблизительно на полторы тысячи рублей.

С начала года по двадцатые числа мая по 95-му бензину разница между средним значением PRM и нетбэком составила 1600 руб./тн; по 92-му – 300 руб./тн.

  

Что касается дизельного топлива, то подобное сравнение будет корректно лишь в отношении летних сортов. За 2,5 месяца (в период с марта до середины мая) цены на внутреннем рынке опережали экспортные приблизительно на 1200 руб./тн.

Про розницу

Анализ розничных цен на топливо в Московском регионе за несколько майских дней показал, что цены продолжают стремительно расти. За неделю (в период с 15 по 22 мая) на автозаправках в Москве стоимость Аи-95 выросла на 18 коп./л, Аи-95 – на 15 коп./л, дизтоплива – на 13 коп./л. Соответственно, литр 95-го бензина подорожал до 40,19 руб., 92-го – до 37,17 руб., дизельного топлива – до 38,15 руб.

Основную роль в повышении цен сыграли сетевые АЗС Газпромнефти. Если раньше цены здесь были несколько ниже, чем у конкурентов, то в один момент они повысились на 50 коп./л, что в конечном счете определило динамику цен на топливо во всем Московском регионе.

На графиках, представленных ниже, видно, что цены на АЗС Татнефти, Роснефти и Газпромнефти приблизительно сравнялись, но сократился разрыв с ценами Лукойла более чем в два раза (до 0,5 руб./л против обычных 1 – 1,5 руб./л). Вероятно, в ответ Лукойл поднимет цены еще минимум на 50 коп., а за ним подтянутся и другие сети.

О предстоящем повышении цен свидетельствует и ситуация на бирже, где индексы на все основные виды топлива продолжают хотя и довольно мягко, но непрерывно двигаться вверх. Вслед за этим нефтебазы Московского НПЗ повысили мелкооптовые цены, в среднем на 200 – 300 руб/тн. В итоге, к концу мая Аи-92 стоил 44 450 руб./тн, дизтопливо – 37 900 руб./тн.

Московский регион остается самым емким по объемам продаж автомобильного бензина и дизтоплива. Но и нефтяные компании здесь присутствуют практически все, за исключением разве что Сургутнефтегаза. Казалось бы, конкуренция очень жесткая, и чтобы оставаться на занятых позициях, сетевые АЗС и компании, реализующие топливные карты для юридических лиц, должны были бы играть ценами – достаточно весомым аргументом в борьбе за клиента. Но, как показала практика, стоимость – далеко не основной критерий, по которому конечный потребитель выбирает продавца. Покупатель готов переплатить, лишь бы получить действительно качественный сервис.

Какую же строчку занимает Москва в рейтинге розничных цен на автомобильный бензин и дизтопливо, сложившихся в федеральных округах в нынешнем году? Из диаграммы ниже видно, что одну из самых верхних. На графике отображены цены на Аи-92, взятые из официальных сообщений антимонопольной службы и МТА (Московской топливной ассоциации).

Как видим, Москва подтвердила репутацию самого дорогого города в РФ. По ценам ее опережают только Крым и Калининград (соответственно, Южный и Северо-Западный ФО), где стоимость топлива традиционно выше из-за его дорогой доставки с материка.

Что касается резкого весеннего снижения цен на бензин в Дальневосточном федеральном округе (Чукотка и Магадан), скорее всего, это связано с завозом значительных объемов топлива в феврале (по зимнику). А с 1 апреля к сформированным запасам добавились танкерные поставки, что и спровоцировало обвал цен.

Мы же напоминаем, что компания РусПетрол реализует в Москве топливные карты Роснефть. Приобретая такие карты, вы экономите средства и получаете возможность установить эффективный контроль за расходом топлива на предприятии.