Новости
Обзор столичного топливного рынка за март

07.04.2017

Обзор столичного топливного рынка за март

Ввиду не совсем понятного поведения биржевых индексов, уже во второй декаде марта стало ясно: нефтяные компании решили не дожидаться естественного оживления на весенних торгах и предприняли ряд действий для того, чтобы в ручном режиме подогреть рынок.

Индексы в ходе торгов начале марта пребывали в спокойной понижательной динамике, но уже с 15 числа цены биржевых сделок перешли в фазу неуклонного роста. Такая ситуация прослеживалась на биржевых торгах до конца месяца. Несмотря на всю нелогичность ситуации, буквально за две недели цена на бензин Аи95 выросла на 2 тыс. руб./тн, Аи92 — на 1 тыс. руб./тн. И это на фоне падения цен на нефть и снижения индексов экспортного паритета цен.

Причем, нефтяные компании не стали придумывать ничего нового. Простая и давно опробованная технология позволила вновь подстегнуть бензиновые биржевые индексы буквально на ровном месте. Нужно всего лишь искусственно ограничить объемы продаж или придержать предложение к концу торгов — к тому моменту, когда нервы покупателей сдадут, и они сами (вручную или через торговых роботов) переставят цены вверх, надеясь получить дефицитный ресурс.

А через месяц к опту подтянется и розница. Правда, потребители, которые приобрели топливные карты ТНК или Роснефть, почувствуют это позже, чем те, кто заправляется за наличные, но со временем  это коснется всех.

Конечно, при желании можно запросто найти объективное объяснение роста цен. Например, сослаться на то, что с начала года на экспортном и внутреннем топливных рынках наблюдался значительный перекос цен не в пользу последнего. Такая ситуация длилась более двух месяцев, и все это время нефтяные компании не сетовали и не жаловались. И лишь к концу марта внутренние цены подтянулись к экспортным. Так что со стороны антимонопольной службы замечаний быть не может.

Конечно же, ФАС претензий не предъявит. Но возникает вопрос иного плана — относительно прибыльности розничного топливного рынка. Кстати говоря, эту тему подняли не разрозненные владельцы автозаправок, а лидер этого сектора, НК Лукойл. Как утверждают открытые источники, эта компания владеет более чем 2,5 тыс. заправок на территории РФ, но рассматривает вопрос о продаже почти трети (700 АЗС) из-за их низкой рентабельности. Речь идет о сети автозаправок в семи крупных регионах, в том числе в Московской области.  

Рентабельность розничных продаж топлива сегодня действительно очень низкая и граничит с убыточностью. Но что стало тому причиной? Винить в этом ВИНКи нельзя, ведь для них автозаправочные станции, так же как и  НПЗ, – это звенья единой технологической цепи, соединяющей скважину на нефтяном месторождении где-то в Сибири и пистолет на автозаправке в Костромской, Владимирской или любой другой области.

Кстати, покупая в нашей компании топливные карты на бензин, их держатели могут заправляться по безналу на любой брендовой АЗС НК Роснефть (РН, ТНК, BP, Башенфть) или партнерских АЗС.

Но то, что нефтяные компании не дополучают в розничных продажах, они компенсируют ростом оптовых цен. Причем, именно оптовый рынок со своими внезапными скачками биржевых индексов убивает розницу. Это хорошо видно на диаграмме, демонстрирующей связь между ростом оптовых цен и снижением рентабельности на розничном рынке в течение последних трех лет. Зависимость обратно пропорциональная – на столько поднимается опт, на сколько же снижается маржинальность розницы.

В летние месяцы, когда разрозненные автозаправки несут убытки, вертикально интегрированные компании компенсируют снижение рентабельности ростом оптовых цен. А в зимний период, наоборот, большую прибыль получают в розничном сегменте. Таким образом, в отличие от независимых АЗС, ВИНКи всегда в выигрыше. 

На фоне постоянного роста розничных цен на бензин, заправка по безналичному расчету может значительно сэкономить средства держателя топливной карты, если он выбрал литровую программу. 

Вполне возможно, что своим заявлением о продаже трети заправок Лукойл хотел обратить внимание регулятора на проблемы в налоговом законодательстве. Ведь после того, как нефтяники получили возможность сокращать экспортные пошлины, у них появилась прямая заинтересованность в том, чтобы поставлять за рубеж сырую нефть, а не заниматься ее переработкой на собственных предприятиях.

Таким образом, у отечественных нефтяных компаний (как независимых, так и вертикально интегрированных) охоту к развитию рынка розничных продаж отбивают сразу несколько факторов: удорожание нефти для внутренней переработки; большие затраты на содержание и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов; низкая покупательная способность населения и мелкооптовых покупателей.

Впрочем, "ход конем", который нефтяники предприняли во второй половине марта на Санк-Петербургской МТСБ, не остался незамеченным антимонопольной службой. ФАС вынесла предупреждения четырем НК.

Среди основных претензий, выдвинутых антимонопольным ведомством, были:

  1. Чрезмерно большие объемы продаж внутри группы (сообщение касается компании "Лукойл").
  2. Большие объемы продаж на экспорт в ущерб внутреннему топливному рынку (касается "Газпром нефти", которая экспортировала топливо в то время, когда Московский ННЗ встал на ремонт).
  3. Снижение объемов производства в Уфимской группе НПЗ (предупреждение вынесено "Роснефти").

Полагаем, что такое порицание со стороны федеральной антимонопольной службы прозвучало весьма своевременно. Ведь если нефтяников не контролировать, они не мешкая поднимут цены до комфортных для себя и неподъемных для потребителя.

Кстати, говорить сегодня о низкой рентабельности розничного рынка можно только в отношении независимых АЗС. А Лукойл, по нашему мнению, вбросила информацию о продаже собственных заправок с единственной целью: аргументировать повышение розничных цен на фоне роста оптовых. И в самом деле, если посчитать, во сколько обойдется покупка и доставка дизельного топлива и бензина в регион, то его рентабельность для АЗС будет почти нулевой. Но это касается только независимых автозаправок, покупающих топливо на рынке. А ВИНКи сами решают, какое звено общей цепочки делать более прибыльным, а какое менее. Конечный результат одинаковый.

А между тем, анализ роста розничных цен удручает:

Как видно из диаграмм, всего за одну неделю в Москве на заправках литр бензина Аи95 подорожал на 13 коп., Аи92 – на 10 коп, дизтоплива – на 8 коп. Всего за три последних месяца рост цен составил около рубля на бензин и 93 коп. – на дизтопливо.

А мы напоминаем: в компании РусПетрол можно купить топливные карты Роснефть для юридических лиц по литровой программе. Это значит, что держатель карты сам определяет, какое количество топлива ему оплатить, и любые подорожания его не коснутся, пока весь объем оплаченного бензина или ДТ не будет выбран.