Новости
Обзор столичного топливного рынка за январь

08.02.2017

Обзор столичного топливного рынка за январь

В прошлой статье мы объяснили резкий взлет розничных цен на дизельное топливо в декабре прошлого года, которые и по нынешний день продолжают свое восходящее движение. В этой статье постараемся дать обоснование начавшемуся росту бензиновых ценников на московских АЗС.

В январе в оптовом сегменте нефтепродуктового рынка было отмечено значительное повышение стоимости контрактов, и оно коснулось большинства позиций. Стоимость бензина и дизельного топлива по отношению к предыдущему месяцу прибавили довольно ощутимые, более 20%.

Средние биржевые за январь:

  • бензин Аи95 - 41 090 руб./т (по сравнению с январем 2016 года отмечен рост 22%);
  • бензин Аи92 - 39 660 руб./т (рост 24%);
  • дизтопливо - 38 481 руб/т (рост 24%);

Динамика роста поражает. Но ошибочно полагать, что повышение цен связано со стремлением нефтеперерабатывающих компаний получить сверхприбыли. На стоимость топлива решающее влияние оказывают колебания цен на сырую нефть (по сравнению с началом 2016 года в январе нынешнего стоимость барреля нефти поднялась с $32,5  до $52,5/, рост составил 60%). Дополнительным фактором, влияющим на повышение цен, является и налоговая политика государства.

По мнению аналитиков, постепенное понижение бензиновых индексов, которое наблюдалось на протяжении первых двух недель января, было вызвано избытком предложения. Остановить сползание цен можно либо наращиванием спроса, либо сокращением поставок. Реализовать первый вариант в зимний период практически невозможно, поэтому нефтеперерабатывающие заводы использовали второй сценарий и снизили объемы отгрузок. Результат мы привели в цифрах выше.

В частности, на сайте СПбМТСБ опубликована информация о минимальных партиях различных видов автомобильного топлива и других продуктов нефтепереработки, запланированных для реализации на торгах в феврале текущего года.

ВИНКи запланировали на февраль снижение объемов производства  по сравнению с январем на 8%. И это при том, что первый месяц года также характеризовался заметным спадом активности рынка. Таким образом, февраль будет отмечен самым низким за последние три года уровнем отгрузок топлива (2 644 000 тонн).

Кроме Московского нефтеперарабатывающего завода, который полностью останавливается на два месяца для проведения плановых ремонтных работ, объемы производства сократят практически все НПЗ, за исключением разве что Рязанского и Волгоградского заводов. 

С 1 апреля ввиду начала плановых ремонтных работ Ярославский НПЗ рассчитывает сократить объемы переработки на треть.

При этом нефтеперерабатывающие компании и Минэнерго заверяют, что оставшихся мощностей будет достаточно для удовлетворения товарного спроса на внутреннем топливном рынке, который ожидается в высокий сезон. Поэтому нецелесообразно прибегать к практике прошлых лет по заблаговременному накоплению запасов.

Вполне возможно, что эти заверения искренни. Однако экспертов не покидает стойкое предчувствие, что ценовой штиль сохранится на бензиновых рынках недолго.  

Кроме желания повысить прибыльность и наконец-то перевести отрицательную маржу переработки в положительную, ВИНКи будут стремиться "разбудить" дремлющую с прошлого года розницу.

Напомним, что в 2016 году согласно индексу инфляции ФАС определила вилку повышения розничных цен до 5,4%. Однако, по информации антимонопольной службы, бензин для конечных потребителей подорожал  максимум на 4,8%, а дизтопливо – менее чем на 3%.  

Чтобы дотянуться до потолка розничных цен на топливо, который так и не был достигнут в прошлом году, производители в том числе используют рост биржевых котировки, и им, признаться, это удается.

В регионах отмечают слишком высокую для зимнего сезона динамику повышения розничных цен на автомобильное топливо. В частности, по итогам января на московских автозаправках бензин подорожал в среднем на 0,3-0,4 руб./л, а дизельное топливо – на 0,7 руб./л. На рынке дизельного топлива наблюдается разновекторное движение цен на разные сорта топлива – ДТ зимнее дешевеет, а ДТ межсезоннее дорожает.

В сложившейся ситуации особое значение приобретают топливные карты - выгодный, удобный и безопасный способ безналичного расчета, предоставляющий потребителям ряд преимуществ по сравнению с обычной оплатой наличными.