Новости
Обзор столичного топливного рынка за февраль

09.03.2017

Обзор столичного топливного рынка за февраль

О перестройке оптовых цен на бензин и дизтопливо

Еще в декабре прошлого года оптовый рынок показал рост цен на бензин в связи с последними изменениями в налоговом законодательстве, касающимися нефтяной отрасли. И только к началу февраля рынок несколько стабилизировался.

За два месяца этого года оптовая цена на бензин Аи-92 выросла на 4,3%, или на 1670 руб./тн согласно единому индексу по РФ. Биржевые котировки, в свою очередь, оказали влияние на розницу и мелкий опт: на нефтебазах стоимость бензина выросла в среднем на 4,7%, или на 1950 руб./тн.

Непредсказуемые колебания оптовых цен наблюдались со второй половины января до середины февраля. Индексы то уходили в слабый минус, то показывали незначительный рост. При этом наблюдалось затоваривание рынка. И произошло это не потому, что отечественные НПЗ сверх меры увеличили объемы отгрузок продукции, а из-за очень низкого спроса.

По этой же причине — из-за слабого спроса — снизились и оптовые цены, по которым осуществляется продажа и доставка дизельного топлива, в частности, на его межсезонные сорта.

Наши клиенты, в частности, те, кто приобрел топливные карты Роснефть для юридических лиц, спрашивают: как в последние месяцы соотносились экспортные и внутренние цены на топливо? Ответ таков: в бензиновом сегменте экспортный паритет превышал цены на внутреннем рынке на 3-4 тыс. руб./тн. Казалось бы, такая разница должна подтолкнуть продавцов к тому, чтобы активизировать отгрузки за рубеж. Однако этого не происходит. Более того, на экспортном рынке наблюдается снижение объемов отгрузок. Если в ноябре они составляли порядка 600 тыс. тн, то в два первых зимних месяца едва достигли 480 тыс. тн.

Что касается дизельного топлива, то снижение нетбэка, отмеченное в начале февраля, компенсируется, хотя и с некоторым опозданием, ростом биржевых индексов на летние сорта ДТ. Стоимость межсезонных сортов дизтоплива производителям удалось уберечь от падения. Нефть несколько выросла в цене, что приведет к повышению нэтбека. Соответственно, поднимутся оптовые цены на летнее и межсезонное дизтопливо.

К концу зимы продавцам не удалось удержать на приемлемом уровне оптовые цены на бензин: в ходе торгов биржевые индексы хоть и незначительно, но снизились. Бензин марки Аи92 в среднем подешевел на 230 руб./тн, высокооктановый Аи95 — на 80 руб./тн.

Нефтеперерабатывающие заводы начали отгрузки продукции мартовской переработки. При этом производители пробуют по максимуму поднять цены, а покупатели стараются удержать низкую планку и продавить ее еще ниже. Скорее всего, своеобразное соревнование между сторонами продлится еще одну-две недели c переменным результатом. Но уже во второй половине марта производители вернут утраченные позиции. В апреле же будет отмечено очередное повышение оптовых цен на топливо ввиду резко возросшего спроса на фоне ухода на плановый ремонт нескольких довольно крупных НРЗ. Ввиду этого, уже сейчас некоторые наши клиенты покупают бензин по топливным картам впрок, так сказать, про запас.

Однако этот прогноз справедлив только в отношении бензина. Дизтопливо, несмотря на стартовавшие на юге РФ весенне-полевые работы, повышенным спросом не пользуется. Избыток предложения ведет к падению цен.

Прошедшая зима оказалась нетипичной в отношении формирования цен на дизельное топливо. Удивительно, но на протяжении всего февраля стоимость межсезонных сортов ДТ снижалась: в начале февраля она достигала 36 000 руб./тн, а к концу месяца упала до 35 000 руб./тн. Летнее дизтопливо, наоборот, продемонстрировало небывалую для зимы ценовую стабильность. Стоимость летних сортов ДТ на внутреннем рынке во многом определялась экспортным паритетом, а нетбэк в феврале был относительно ровным. Таким образом, биржевые индексы на летнюю солярку установились на уровне 36 000 руб./тн. Сейчас к этой ценовой планке движутся межсезонные и зимние сорта ДТ.

О розничных ценах на топливо

Многие наши клиенты интересуются, как отразится на рознице нетипичное поведение оптовых цен, наблюдавшееся на топливном рынке прошлой зимой. Насколько оптимистичны прогнозы экспертов; какая, по их мнению, картина сложится к концу года; насколько подорожает топливо?

Этот год и в самом деле оказался нетипичным. В прежние сезоны розничная стоимость дизельного топлива зимой приседала, с наступлением весны повышалась по мере активизации спроса и достигала максимума в летние месяцы. Но в последнее время мы наблюдаем несколько иную картину.

Аномалии начались в октябре прошлого года. Тогда оптовые цены на бензин неожиданно устремились вверх, а через месяц к ним начала подтягиваться и розница. В итоге биржевые котировки выросли на 9%, а мелкооптовые и розничные цены – в среднем на 1,1%. Опт уже стабилизировался, а розница все еще поднимается вверх. Такова природа рынка. Как правило, розница не реагирует мгновенно на колебания оптовых цен. Вместо этого, она аккумулируют в себе возникающие все новые факторы роста, чтобы не претерпевать резких скачков вверх-вниз. В результате, на розничном рынке редко наблюдаются ценовые качели. Как правило, стоимость топлива, независимо от того, осуществляется заправка по топливным картам или за наличный расчет, лишь возрастает и почти никогда не снижается.

Розничные цены могут упасть только при тектонических сдвигах на рынке нефтепродуктов. За последние десять лет таких случаев преломления рынка было два: в 2008-2009 гг., когда на мировую экономику обрушился глобальный экономический кризис; и в 2014 году, когда тяжелое положение было вызвано перепроизводством нефти. 

А мы напоминаем, что сократить расходы на бензин и дизельное топливо предприятиям помогут топливные карты ТНК для юридических лиц. Компания "РусПетрол" разработала для держателей этих карт привлекательную бонусную программу. Дополнительное преимущество — возврат 18% НДС.