Новости
Обзор российского автотопливного рынка за ноябрь

09.12.2016

Обзор российского автотопливного рынка за ноябрь

Начало месяца было отмечено слабым спросом, что характерно праздничных дней. Расслабленное настроение потребителей заметнее всего отразилось на объемах продаж бензина марки Аи-95. Было зафиксировано троекратное падение объемов его дневной реализации – с 17 000 до 5 000 тн. Стабильное снижение спроса привело к падению цен: стоимость 95-го бензина опустилась на 800 руб./тн.

Наиболее существенное снижение цен отмечалась на Московском, Ярославском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах, а также предприятиях Самарской и Уфимской групп: здесь по сравнению с предыдущими торговыми днями наблюдался обвал на  500-700 руб./тн.

Похожая картина сложилась и на рынке бензина марки Аи-92, тонна бензина за первую неделю отчетного месяца подешевела на 400 руб./тн:

Является ли такая ситуация первой приметой начинающегося устойчивого снижения активности рынка, или имело место стечение случайных обстоятельств, сказать трудно.

Согласно информации ФГБУ "ЦДУ ТЭК" об еженедельном уровне выработки, поставок и остатков автомобильного топлива на нефтебазах НПЗ, наблюдается неуклонное снижение объемов отгрузок, тогда как объемы производства остаются на прежнем уровне. В результате, на внутреннем рынке спрос начинает превышать предложение и, как следствие, уменьшаются резервы.

Удобно распределять горючее среди своего транспорта помогут топливные карты для компаний. Владельцам таких карт мы предоставляем в электронном виде отчеты относительно изменений цен на топливо отдельно по каждому региону и общие тенденции на внутреннем топливном рынке.

Как известно, на рынке дизтоплива производителям удалось достичь паритета внутренних цен и экспортной альтернативной цены. Возможно, сокращение поставок бензина продиктовано желанием сформировать такую же ситуацию и на бензиновом рынке? Но это вряд ли удастся – резервов для стабилизации, скорее всего, окажется недостаточно. Цены на бензин подвергнутся колебаниям и будут очень шаткими. Даже небольшое превышение предложения над спросом приведет к обвалу цен, как это происходит сегодня. Но может наблюдаться и противоположная ситуация, когда незначительное повышение спроса спровоцирует резкий рост биржевых котировок.

Свой вклад в шаткость рынка вносят и потребители: они стремятся запастись топливом впрок, создавая искусственный дефицит и тем самым провоцируя его удорожание, а когда "добьются своего", резко снижают активность в ожидании очередного падения цен. Именно такую картину мы могли наблюдать во второй половине ноября, когда неожиданно и без видимых на то причин тонна высококтанового бензина за считанные дни прибавила в цене на несколько сотен. Покупатели, похоже, решили в очередной раз запастись бензином впрок, а производители никак не могут удовлетворить их отложенный спрос: уж очень нелогично ведет себя рынок, что приводит к резким колебаниям цен, иногда больше похожим на истерику.

Это при том, что отгрузки бензина осуществляются в объемах, достаточных для того, чтобы снять с производителей подозрение в заговоре сократить поставки для дальнейшего взвинчивания цен.

Таким образом, резкое снижение биржевых индексов, произошедшее в начале ноября может в любой момент обернуться разбуханием цен или же их еще большим падением.

Дополнительно снизить расходы на топливо предприятию помогут топливные карты ТНК для юридических лиц, важным преимуществом которых является привлекательная бонусная программа и возвращение 18% НДС.

Что касается цен на дизтопливо, то после предупреждения Гидрометцентра о надвигающихся морозах, спрос на летние сорта резко упал, что привело к заметному снижению их стоимости. Соответственно, средняя цена сделок с зимними сортами дизельного топлива выросла на 50 руб./тн. Опять же, как и в сегменте бензиновой группы, производители дизтоплива явно погорячились, взвинтив в октябре цены на до умопомрачительных высот. Потребитель оказался не готов платить такую цену. Вместо закупок зимних сортов он предпочел покупки летнего дизтопливо и керосина, хорошо экономя на этом.

На фоне подорожания бензина и дизтоплива все большей популярностью пользуются топливные карты для юридических лиц, среди главных преимуществ которых – безопасность расчетов и возможность более точно контролировать расходы топлива.

Почему же октябрьский всплеск биржевых индексов, о чем мы писали в предыдущей статье, резко сменился резким спадом в ноябре? Эксперты считают, что октябрьское повышение котировок на внутреннем топливном рынке было спровоцировано значительным ростом отгрузок бензина на внешний рынок. Отечественные НПЗ спешили воспользоваться ситуацией, при которой экспортная альтернативная цена была выше внутренней цены на 4 тыс. руб. за тонну. Но уже в начале ноября экспортные поставки потеряли привлекательность в глазах производителей топлива из-за того, что на внешнем и внутреннем рынке снова воцарился паритет цен. В свою очередь, нефтеперерабатывающие предприятия заинтересованы в том, чтобы на российском рынке поддерживался баланс спроса и предложения, что позволит предупредить резкое снижение цен, наблюдающееся ежегодно ближе к зиме.

Однако независимо от биржевых котировок заправка по топливным картам для предприятия всегда выгоднее, чем наличный расчет. Такие карты не только упрощают бухгалтерию, но и предупреждают возможные злоупотребления со стороны водителей.

Вторая декада ноября обозначила конец снижения биржевых котировок. Согласно территориальному индексу цена бензина Регуляр-92 закрепилась на уровне 37 650 руб./тн, тонна бензина Премиум-95 зафиксировала рубеж в 40 650 руб./тн.

Отчет ФГБУ "ЦДУ ТЭК" также засвидетельствовал возобновление равновесия на внутреннем бензиновом рынке.  Невзирая на сокращение объемов выработки, отгрузки автомобильного топлива выросли до 655 000 тонн против показателя 610 000 тонн на начало месяца.

При этом уровень запасов топлива на нефтебазах НПЗ понизился незначительно – сокращение остатков составило порядка 10 000 тонн. То есть объемы поставок и потребления приблизительно выровнялись:

 

Чтобы снизить расходы на бензин, предприятию выгоднее покупать топливо по безналу, используя для этого топливные карты. Компания  "РусПетрол" предлагает своим клиентам воспользоваться литровой или рублевой программой обслуживания их автопарка. Свяжитесь с нашими менеджерами, чтобы обсудить детали.

На рынке дизтоплива наблюдалось дальнейшее незначительное понижение цен. В частности, немного упала стоимость дизельного топливо межсезонных сортов выработки нефтеперерабатывающих заводов Уфимской и Самарской групп, на Московском, Ярославском и Рязанском НПЗ отпускные цены заметно не изменились.

Отдельно следует отметить новость, касающуюся Астраханского ГПЗ: здесь первый раз в этом сезоне представили на торги дизельное топливо с рабочей температурой до -20 С.

В то же время на рынке наблюдается значительное снижение котировок на зимние сорта дизтоплива. Из 15 заводов 11 снизили цены в среднем на 200 руб. за тонну.

Скорее всего, этому способствовало явное превышение предложения над спросом, о чем свидетельствует возрастание количества невостребованного топлива на заводах и нефтебазах.

Высокая доходность экспортных операций по зимнему дизельному топливу одновременно с ростом количества остатков в трубопроводах и на нефтебазах, казалось, приведет к дальнейшему спаду цен на ДТ на внутреннем рынке. Но по факту динамика ноября показала низкую волатильность и движение цен по горизонтальной траектории на рынке летних и межсезонных сортов. Однако, это не каснулось зимнего дизтоплива 1 и 2 класса, которое с момента вывода на рынок и вместе с тем морозными прогнозами синоптиков демонстрировало повышательную динамику. Скорее всего, зимнее дизельное топливо с доставкой в Москве будет и дальше расти в цене.

В данной ситуации возрастает риск того, что водители предприятия могут злоупотребить доверием руководства и провести определенные махинации во время заправки. Топливные карты Роснефть для юридических лиц, предполагающие безналичный расчет, помогут предотвратить подобные случаи.