Новости
Обзор столичного рынка нефтепродуктов за октябрь

08.11.2016

Обзор столичного рынка нефтепродуктов за октябрь

Состояние рынка на начало октября

Оптовый рынок нефтепродуктов демонстрировал весьма слабую динамику вплоть до середины октября. Эта тенденция наблюдалась довольно долго: почти три декады уровень цен практически не претерпевал изменений.

"Ценопад" бензиновых индексов, который наблюдался в августе и двух первых декадах сентября, к началу третьей декады замер и вплоть до середины октября представлял собой почти прямую горизонтальную траекторию. 

Индексы, ежедневно меняя направление, колебались в относительно узких рамках. Если взять за основу средние отпускные цены на российских НПЗ, то, согласно национальному индексу, стоимость бензина Аи-95 изменялась в пределах 150 руб./тн, т.е. колебалась в рамках от 39 050 до 39 350 руб. за тонну. Бензин Аи-92 дорожал/дешевел на 140 руб./тн, оставаясь в пределах 36 360 - 36 640 руб./тн.

Столь незначительное сезонное падение цен было обусловлено ростом экспортных отгрузок. Если по результатам июля доля экспортного бензина составляла порядка 0,4 млн тн, то в сентябре она увеличилась вдвое и достигла 0,8 млн тн. И это на фоне сокращения поставок на внутренний рынок.

Производителям удалось добиться определенного баланса за счет умелого управления экспортными потоками бензина и поставками на внутренний рынок. Однако невозможно спрогнозировать, как долго удержится этот баланс, ведь объемы экспорта имеют свой предел. Как показывает практика прошлых лет, потолок выгрузок автомобильного бензина на внешние рынки -  950 000 тн в месяц. И это в условиях снижения спроса на внутреннем рынке.

Что касается дизельного топлива, то объемы потребления и, соответственно, колебания цен зависят от климатического класса дизтоплива, температурно-климатических особенностей региона, установившейся погоды и прогноза синоптиков. То есть, на поведение цен влияет слишком много объективных факторов, которые невозможно предугадать, поэтому нельзя заблаговременно вывести кривые, по которым будут гулять индексы.

Ситуация на конец октября

Резкий подъем цен на автомобильное топливо, произошедший в конце октября, можно сравнить разве что с далеким весенним всплеском котировок на фоне сезонной активизации рынка.

Но что же случилось? Почему сломалась устоявшая традиция осеннего ежегодного снижения цен на бензин?

Показатели наполнения внутреннего рынка и объемы экспортных поставок вроде бы не предвещали повышения цен. Так, железнодорожным транспортом за 2,5 месяца (с начала июля по вторую декаду октября включительно) на внутренний рынок было поставлено 10,6 млн тн всех видов бензина, что на 2 млн тн больше, чем за аналогичный период прошлого года. А экспортная составляющая осталась на прежнем уровне (2,2 млн тн). Почему же растут цены? На этот вопрос трудно дать вразумительный ответ: не выдвигать же нефтеперерабатывающим заводам обвинение в сговоре.


В регионах объемы потребления оставалисья стабильными, ажиотажа на автозаправках не наблюдалось. Но, тем не менее, в столице стоимость бензина марок Аи-95 и Аи-92 по региональному индексу выросла на 600 руб./тн и составила соответственно 41 050 и 39 260 руб. за тонну.

В свою очередь оператор МНПЗ, в ответ на рост биржевых индексов, определил новые цены на мелкооптовые партии топлива. Таким образом, на Володарской нефтебазе с 27 октября стоимость бензина марки Аи-95 выросла на 400 руб./тн и составила 42 200 рублей за тонну. Тонна бензина Аи-92 подорожала на 500 руб., (цена подскочила до 40 200 руб).

Изменились также цены на дизтопливо. С 27 октября на мелкооптовые партии всех видов дизельного топлива (с предельной температурой фильтруемости от -5 0С до -20 0С) установилась единая цена: 36 900 руб./тн. И стоимость дизеля на биржевых торгах продолжает хоть и понемногу, но постоянно расти, что неудивительно, если учесть высокий спрос на данный вид топлива.

Такой резкий всплеск объясняется внезапным ростом региональных биржевых индексов. В частности, индекс для бензина Регуляр-92 за три дня (с 24 по 26 октября) вырос на 1 300 руб./тн и составил 39 600 руб./тн. Индекс для бензина Премиум-95 повысился на 1 000 руб./тн и составил 41 400 руб./тн, что и послужило причиной роста цен на мелкооптовые партии топлива.

Говорить об изменении динамики пока рано, но, анализируя ситуацию, вполне можно допустить, что пик взлета цен на дизельное топливо с доставкой еще не пройден.