Новости
Обзор новостей топливного рынка за сентябрь

26.09.2016

Обзор новостей топливного рынка за сентябрь

Как изменятся акцизы на топливо?

Федеральная антимонопольная служба решила вновь вспомнить предложения 2012 года. Они предлагают обсудить ряд своих идей, которые будут удерживать розничные цены на топливо, даже при высоких ценах на нефть.

Совсем другие заботы у Министерства финансов. Они стремятся наполнить бюджет, привлекая все возможные дополнительные источники, в том числе фискальную нагрузку на нефтяные компании или кошельки обычных граждан.

 

Идея проекта

Основная суть задумки – провести прямую зависимость между ставками акциза на топливо и цены за баррель нефти, изменяя первые каждый месяц. По этим принципам успешно действуют другие источники наполнения бюджета: экспортные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых.

Цель таких изменений довольно благородна, а точнее их две:

  • уменьшение отрицательного влияния изменений мировых расценок на цены на внутреннем рынке;
  • стимулирование отечественных производителей к повышению качества топлива.

 

Что в результате?

Принесут ли такие нововведения желаемые результаты – вопрос довольно спорный. И вот почему: в стране уже достаточно давно действует механизм по сглаживанию резких скачков котировок на нефть. Он заложен в колебания и поведение курса отечественной валюты относительно цен на нефть.

Если посчитать, то в рублях цены на нефть и так изменяются незначительно. В 2014 году произошел резкий крах цен, которые снизились вдвое. Если до этого 1 баррель приобретали за 100 долларов, то после он стоил уже 50 долларов. В отечественной валюте снижение составило всего 10%, а именно с 3700 рублей за баррель до 3300 рублей за баррель. Поэтому даже ежемесячные изменения ставок не повлияют на стабильность цен при оптовых закупках.

Для розницы влияние акцизов еще менее заметно. У них нет привязки к ценам на нефть или курсу доллара, и в том числе акцизной ставке. А для большинства главное значение играют именно конечные цены, по которым потребители приобретают топливо. Все изменения цен на АЗС привязаны к уровню инфляции. Именно такой рост могут позволить себе владельцы заправок. Поэтому применение сглаженной ставки или иной не отразится на конечном потребителе.

Чтобы было понятно, рассмотрим ситуацию в цифрах. Ставки на акциз в 2016 году росли дважды в начале первого и второго кварталов, в сумме составив 4 рубля на литр. По идее рост цен за этот период должен был составить аналогичную сумму – 4 руб./л, но на заправках мы видим совсем иную ситуацию. По данным, предоставленным ФАС по итогам мониторинга, средняя цена на бензин Аи-92 за 8 месяцев 2016 года выросла всего на 1,86 руб./л. По итогам августа прошлого года стоимость была 33,03 руб./л, а сейчас 34,89 руб./л. То есть 2,14 руб./л разницы с ростом акциза попали в пассив нефтяных компаний.

Вторая цель кажется столь же невыполнимой. Сейчас в оборот выходит продукция лишь высшего экологического класса 5. Ранее такой шаг был бы эффективным, ведь тогда ставка акциза была привязана к экологическим свойствам, и компаниям было выгодно модернизировать свои фонды.

Немаловажно тут и мнение Министерства финансов. Такая ставка не позволит им составлять реальный прогноз. Неопределенный акциз, поведение цен на баррель – все это приведет к появлению дополнительных рисков при прогнозировании, а значит и выполнении бюджетных норм. Для принятия такой инициативы должна быть уверенность в конечном результате.

 

В заключение

А пока эти инициативы находятся на стадии рассмотрения, правительство планирует увеличить в следующем году размер ставок не только на акциз на топливо, но и на налог на добычу полезных ископаемых. При этом они планируют искать пути, которые позволят не сильно отразиться этому повышению на кошельках конечных потребителей.

В компании "РусПетрол" мы следим за изменениями на топливном рынке и стараемся поддерживать наши цены на доставку дизельного топлива на минимальном уровне. Заправляйтесь вместе с нами!