Новости
Обзор рынка за декабрь:

14.01.2016

Обзор рынка за декабрь:

За период с 1 по 31 декабря на мелкооптовом рынке светлых нефтепродуктов столичного региона средняя стоимость бензина упала на 11,18%, дизельное топливо подешевело на 7,85%.

Средневзвешенные цены на мелкооптовом рынке моторного топлива Москвы и Московской области на конец ноября:

Премиум-95   36 300 руб./тн   -13,64%   -4950 руб./тн

Регуляр-92   35 000 руб./тн   -8,71%   -3050 руб./тн

ДТ Сорт F   32 100 руб./тн   -13,08%   -4200 руб./тн

ДТ-З-К5 тип II  38 300 руб./тн    -2,61%   -1000 руб./тн

Декабрь пронес на протяжении всего месяца понижательный тренд, заданный в начале ноября как на оптовых биржевых площадках, так и на мелкооптовой торговой арене. Причины все те же - падающий сезонный спрос и снижающиеся мировые цены сырья. Российский рынок нефтепродуктов плотно интегрирован в европейский, поэтому оптовые цены внутреннего рынка, особенно на товары с высокой экспортной ориентацией, например дизельное топливо и мазут, очень жестко привязаны к котировкам на западных торговых площадках через пошлины, акцизы, курсы валют и логистику. Так, в декабре минувшего года экспортная альтернативная цена (нетбэк) на дизельное топливо установила абсолютный шестилетний антирекорд: с 2009 года нетбэк на дизель не опускался ниже 27 000 руб./тн. Газойль, используемый в том числе и в производстве дизтоплива, также обновил шестилетние минимумы - стоимость фьючерсных контрактов не опускалась до значений в 400 долл./тн с марта 2009 года. Индексы на бензин продолжили движение в фарватере экспортных паритетов, начатое еще в сентябре: и внутренне цены, и нетбэк снизились на 14%.

Если же говорить о столичном мелкооптовом звене, то в декабре межсезонное дизельное топливо сортов E и F и бензин марки Премиум-95 на подмосковных нефтебазах подешевели в среднем на 5000 руб./тн, "народный" бензин Аи-92 - на 3000 руб./тн. Ценам на морозостойкое зимнее дизтопливо оказали поддержку возросший спрос перед новогодними каникулами и ожидание холодов: продукт подешевел всего на 1000 руб./тн.

Оператор Московского НПЗ исключил в декабре из торгового ассортимента ДТ сорта E, предложив на своих базисах за ту же стоимость более морозостойкий сорт F. Однако, конкуренты гегемона столичного региона предлагали на базисе ВЛПДС замещенные "трубные" объемы дизельного топлива сорта Е по ценам в среднем на 500 руб./тн ниже "Газпром нефти". При этом по паспорту качества предельная температура фильтруемости у обоих продуктов была в районе -25С, что было подтверждено и на практике.

Что касается бензинов, то хороший дисконт относительно оператора МНПЗ можно было получить у сбытового подразделения "Башнефти": на подмосковных базисах компании скидка составляла порядка 500 руб./тн. Бензин Регуляр-92 белорусского производства можно было приобрести с такой же скидкой от цены "Газпром нефти" у компании "ЕТК".

Новостью декабря стало введение обобщенного названия "средние дистилляты", охватывающего весь перечень названий дизельных фракций, уступающих по качеству автомобильному дизтопливу, но из-за отсутствия в названии термина "автомобильное" не облагались акцизом. Проверкой, учрежденной по требованию президента, качества топлива на АЗС страны было установлено, что топливо под названием "судовое маловязкое топливо" или СМТ активно продается на региональных и трассовых АЗС. После получения не радужных результатов проверки и было подготовлено предложение о введении акцизов на "средние дистилляты". С 2016 года "судовое маловязкое топливо" (СМТ) подпадает под акциз. При этом судоходные компании не пострадают. По аналогии, как это было принято ранее в сегментах авиационного керосина, прямогонного бензина и нефтехимии, целевые потребители получат налоговый вычет.

Другим важным достижением следует считать то событие, что с января 2016 года нефтеперерабатывающая отрасль страны переходит на производство автомобильного топлива экологического стандарта Евро-5. Оборот моторного топлива стандарта Евро-4 продлен до июля 2016 года для НПЗ, не успевших провести модернизацию. К этому списку относятся три завода: Ангарский, Ачинский и Астраханском. Они уже выпускают нефтепродукты класса Евро-5, но мощностей по гидроочистке не хватает, поэтому присутствует выход топлива стандарта Евро-4.

График динамики мелкооптовых цен за декабрь в пересчете на литры выглядел так:

Доставка дизельного топлива класса 2 с предельной t фильтруемости -50С напрямую с завода ТАНЕКО по ценам ниже Московского НПЗ.

 

За период с 1 по 31 декабря розничные цены на бензин в Москве снизились на 1,6%, дизельное топливо - без изменений. В области бензины потеряли в цене по 1%, ДТ - 0,29%.

Средние цены по картам Магистраль/Роснефть на АЗС Москвы и Московской области на конец декабря:

Москва

Аи-95   36,61 руб./л   -1,61%   -0,59 руб./л

Аи-92   34,06 руб./л   -1,59%   -0,54 руб./л

ДТ   35,16 руб./л   -0,03%   -0,01 руб./л

Московская область

Аи-95   36,51 руб./л   -0,90%   -0,33 руб./л

Аи-92   33,65 руб./л   -1,10%   -0,37 руб./л

ДТ   34,47 руб./л   -0,29%   -0,10 руб./л

Декабрьский мониторинг розничных цен на столичном рынке показал заметное снижение цен на бензин. Литр Аи-95 подешевел в среднем на 0,55 руб./л, Аи-92 - на 0,50 руб./л. Эффект сползания бензиновых цен наблюдается из года в год в периоды зимнего избытка бензина на внутреннем рынке и, как следствие, борьбы за клиента на АЗС между основными игроками. В Москве – это "Роснефть", "Газпром нефть", "Татнефть" и "Лукойл". Первые три ВИНКа снижали цены от 0,20 до 0,55 руб./л. "Лукойл", как впрочем ему свойственно, от понижательных корректировок воздержался, сохраняя статус самогой дорогой топливной компании.

С падением нефтяных котировок все чаще и чаще слышим от наших клиентов негодование, почему же розничные цены не лежат в русле стремительно падающих оптовых? Причиной тому административный контроль и ограничение розницы по формуле "годовая инфляция минус %". Нужно ли административно сдерживать цены на топливо, или справедливее жить при формуле "цена АЗС = биржевой индекс + маржа АЗС"?

Если на примере московского рынка выбрать региональный индекс "Regular Москва", а в качестве маржи АЗС использовать среднестатистическое значение по 92 бензину, равное в московском регионе 20%, то розничные цены, рассчитанные от биржевых значений, в течение года гуляли бы от 26 руб./л в январе 2015 года до 38 руб./л в июле-августе. При этом средняя годовая цена составила бы 33 руб./л. Учитывая то обстоятельство, что в период наивысшего годового спроса на бензин покупатель платит не 38, а 34 руб./л, текущая регуляторная модель формирования цен на розничном рынке более предпочтительна для конечного покупателя.

Динамика розничных цен за декабрь по картам Магистраль/Роснефть в Москве:

Топливные карты Роснефть - выгодные цены на топливо среди конкурентов.