Новости
Обзор рынка за октябрь:

03.11.2015

Обзор рынка за октябрь:

За период с 1 по 31 октября на мелкооптовом рынке светлых нефтепродуктов столичного региона средняя стоимость бензина снизилась на 2,6%, дизельное топливо приросло на 0,5%.

Средневзвешенные цены на мелкооптовом рынке моторного топлива Москвы и Московской области на конец октября:

Аи-95   43 050 руб./тн   -2,79%   -1200 руб./тн

Аи-92   41 550 руб./тн   -2,41%   -1000 руб./тн

ДТ Сорт С   36 000 руб./тн   +0,56%   +200 руб./тн

ДТ Сорт F   36 800 руб./тн   +/-0%   +/-0 руб./тн

Начало октября явило собой образец стабильности цен на мелкооптовой арене. Цены летнего дизтоплива демонстрировали незначительную понижательную динамику, так, например, компания "Данако" и "Промстрой" снизили на базисе ВЛПДС стоимость ресурса на 100 руб./тн, до 35 000 руб./тн и 34 900 руб./тн, соответственно. При этом объем у "Данако" подошел к концу 7 октября и до конца месяца не было поступлений. Бензины у большинства участников не корректировались, однако, у сбытовой структуры "Роснефти" 3 октября заметно подешевели Премиум-95 и Регуляр-92. На нефтебазе в Подольске 95-й бензин можно было приобрести по цене 43 550 руб./тн, в Клину - по 43 450 руб./тн, в Наро-Фоминске - по 43 350 руб./тн. 92-й предлагался по цене 41 850 руб./тн на Подольской и Клинской НБ и 41 550 руб./тн на Наро-Фоминской НБ.

Также с 3 октября сбытовое подразделение "Роснефти" прекратило отгрузку летнего дизельного топлива и приступило к реализации межсезонного ДТ сорта Е на своих Подмосковных базисах: 36 500 руб./тн - на Подольской, 36 400 руб./тн - на Клинской и 36 300 руб./тн на Наро-Фоминской нефтебазах.

С 6 октября на Московском НПЗ начались ремонтные работы на технологических сооружениях "малого кольца" нефтепереработки. При этом установки "большого круга" остались работать в штатном режиме, и план производства не был сокращен, таким образом закрытие на реконструкцию части установок не привело к дефициту нефтепродуктов в столичном регионе и не должно было оказать поддержки мелкооптовым ценам. Однако, сбыт "Роснефти" на следующий день, 7 октября, повысил стоимость дизельного топлива сорта Е на Подольской и Клинской нефтебазах: цена выросла сразу на 600 руб./тн и составила 37 100 и 37 000 руб./тн, соответственно. На базисе в Наро-Фоминске цена продукта не изменилась.

7 октября белорусская компания "ЕТК" на базисе франко-автоцистерна НБ г. Серпухов предложила бензин марки Регуляр-92 по цене 41 600 руб./тн, тем самым подвинув предложения ВИНКов в Московском регионе. Дешевле 92-й бензин можно было приобрести только у компании "ЭйДжи-Ойл" на нефтебазе "Шамбала" по цене 41 000 руб./тн.

На новостях о том, что более дешевые объемы летнего дизельного топлива у независимых поставщиков и трейдеров на Володарской ЛПДС начали подходить к концу, оператор Московского НПЗ 10 октября пересмотрел стоимость ДТ сорта С на базисах МНПЗ и ВЛПДС, подняв цены на 200 руб./тн, до 35 700 руб./тн. Затем, не смотря на начавшееся давление на бензиновые ценники со стороны "Роснефти" и независимых участников столичного рынка, оператор МНПЗ с 13 октября повысил цену мелкооптовых партий бензина Регуляр-92 на 200 руб./тн, до 42 450 руб./тн. Предыдущая цена, 42 250 руб./тн продержалась более месяца - с 1 сентября. Событие малоожидаемое еще и потому, что за этот же период времени биржевые цены на 92-й бензин производства МНПЗ на базисе ст. Яничкино подешевели на 1600 руб./тн, до 38 400 руб./тн. Похоже, что оба решения были обусловлены в том числе и попытками сыграть на частичной остановке Московского НПЗ в связи с плановым ремонтом.

Стоит отметить, что все основные участники рынка, включая оператора МНПЗ, на протяжении месяца реализовывали на Володарской ЛПДС летнее дизтопливо сорта С с повышенной предельной температурой фильтруемости (ПТФ за счет присадки была доведена до -20 С°), что соответствует характеристикам межсезонного ДТ сорта F. При этом цена продукта оставалась на зафиксированных ранее уровнях.

16 октября произошло ожидаемое снижение цен на бензин у сбытовой структуры "Газпром нефти". Ожидаемое не только ввиду конъюнктуры рынка, но и ввиду того, что дисбаланс между биржевыми и мелкооптовыми ценами на бензин на Московском рынке сформировался чрезмерно высоким. Так, оператор МНПЗ значительно снизил стоимость бензина марок Регуляр-92 и Премиум-95: на МНПЗ и ВЛПДС они подешевели на 700 руб.тн, до 41 750 и 43 250 руб./тн соответственно. В тот же день сбытовая структура "Татнефти" зеркально снизила цены на бензин тех же марок. На следующий день сбыт "Башнефти" также провел понижательную корректировку, снизив стоимость бензина до 41 550 руб./тн за 92-й и 42 850 руб./тн за 95-й. До той же отметки понизила стоимость белорусского бензина марки Регляр-92 и компания "ЕТК" на Серпуховской НБ - продукт можно было приобрести по цене 41 550 руб./тн и получить дополнительный дисконт на партии от 50 тн. "Роснефть", задавшая вектор на снижение бензиновых цен еще в начале месяца, чувствовала себя вполне комфортно на фоне мощного понижения стоимости продукта со стороны основного игрока и пересмотрела цены на бензины только 21 октября. Регуляр-92 подешевел на Подольской, Клинской и Наро-Фоминской нефтебазах на 100, 150 и 200 руб./тн, до 41 700, 41 650 и 41 400 руб./тн соответственно. Премиум-95 сбросил в весе ощутимее - на 350 и 200 руб./тн, до 43 300 - на нефтебазах в Подольске и Клину, и на 250 руб./тн, до 43 100 руб./тн - в Наро-Фоминске.

Межсезонное дизельное топливо сорта F было выведено на рынок 21 октября - сбытовое подразделение "Газпром нефти" начало реализацию данного продукта на базисе МНПЗ по цене 36 500 руб./тн. На другие нефтебазы Московского региона прокачки переходного дизеля оператор не осуществлял. Сбытовая структура "Роснефти" отреагировала снижением стоимости межсезонного дизельного топлива сорта Е на своих нефтебазах: на Наро-Фоминской НБ была установлена цена 36 300 руб./тн, на Клинской НБ - 37 200 руб./тн и на Подольской НБ - 37 300 руб./тн. Что касается независимых игроков и ВЛПДС, то их объемы летнего дизтоплива на этом базисе к 20-м числам октября иссякли, а замещенные объемы с Антипинского НПЗ были отгружены в трубу, но не успели добраться до Москвы с Тюменского завода. Таким образом, основными игроками в сегменте дизельного топлива на Володарке до конца месяца оставались сбытовые структуры "Газпром нефти" и "Татнефти".

27 октября оператор Московского НПЗ провел последнее октябрьское снижение мелкооптовых цен на бензин. Обе марки бензина подешевели на 500 руб./тн, 42 750 руб./тн просили за 95-й, 41 250 - за 92-й. Всего за октябрь Премиум-95 потерял в цене 1200 руб./тн, а Регуляр-92 - 1000 руб./тн. Причина столь стремительного снижения прежняя - обвал биржевых цен. Дальнейшее снижение биржевых индексов неминуемо приведет к продолжению понижательной динамики в мелком опте. На аналогичную величину опустила цены 28 октября и "Татнефть", реализующая продукт с ВЛПДС. Закономерно повел себя и сбыт "Роснефти": с 28 октября снизил стоимость Регуляр-92 и Премиум-95 на всех базисах Московского региона. В Подольске и Клину 95-й подешевел на 300 руб./тн, до 43 000 и 43 100 руб./тн, в Наро-Фоминске - на 100 руб./тн, до 43 000 руб./тн. Стоимость Регуляр-92 была снижена на 200, 500 и 100 руб./тн, до 41 200 руб./тн на Подольской нефтебазе, и до 41 000 руб./тн на нефтебазах в Клину и Наро-Фоминске.

Сбытовое подразделение "Башнефти" и компания "ЕТК" по-прежнему оставались в лидерах по дешевизне среднеоктанового бензина: Регуляр-92 с 28 октября продавался по цене 40 850 руб./тн у этих участников рынка. За Премиум-95 сбыт "Башнефти" просил 42 350 руб./тн, тем самым сохранив разрыв в 400 руб./тн с ценой оператора МНПЗ.

График динамики мелкооптовых цен за октябрь в пересчете на литры выглядел так:

Доставка дизельного топлива сорта F с Московского НПЗ.

 

За период с 1 по 31 октября розничные цены на моторное топливо в Москве и области не претерпели как-либо ощутимых изменений. Зфиксированы лишь локальные микрокоррекции.

Средние цены по картам Магистраль/Роснефть на АЗС Москвы и Московской области на конец октября:

Москва

Аи-95   37,26 руб./л   +0,05%   +0,02 руб./л

Аи-92   34,68 руб./л   +0,03%   +0,01 руб./л

ДТ   35,17 руб./л   +0,03%   +0,01 руб./л

Московская область

Аи-95   36,93 руб./л   +0,11%   +0,04 руб./л

Аи-92   34,13 руб./л   +0,01%   +0,01 руб./л

ДТ   34,65 руб./л   +0,06%   +0,02 руб./л

Розничная стоимость моторного топлива в Москве и области оставалась практически неизменной на протяжении всего октября. Крупнейшие игроки розничного рынка столичного региона не производили значительных ценовых изменений на своих сетях, а те что были, скорее связаны с конкуренцией на микрорынках, нежели с общим движением в розничном секторе.

Безусловно фактор сдерживания розничных цен является позитивным для конечного покупателя. Но независимые сети и частные АЗС продолжают испытывать дискомфорт.  Вот уже четыре месяца прошло с того момента, как маржинальность торговли бензинами (разница между мелкооптовой и розничной ценой, без учёта доставки и операционных затрат АЗС) опустилась ниже 10-процентной отметки. По сути, этот сегмент убыточен для независимых АЗС. Чтобы быть в рынке с искусственно сдерживаемыми регуляторами рынка розничными ценами, владельцы частных АЗС покупают дешевые компоненты в виде прямогонного бензина и октаноповышающих добавок. Отсюда и удручающая статистика итогов проверок АЗС, проведенных летом этого года, - нарушения обнаружены на каждой третьей АЗС из числа проверенных. Бороться с нечистыми на руку предпринимателями возможно лишь ужесточением наказаний при условии отсутствия коррупции в надзорных органах, а вот экономические методы увы невозможны - различны принципы формирования ключевых цен: оптовые формируются на бирже и более-менее соответствуют статусу рыночных, мелкооптовые - производные от биржевых, но уже с большей долей зависимости от аппетитов локальных монополистов, а розничные цены ограничены негласным административным потолком - процентом инфляции.

Обратившись к цифрам на конец октября, мы имеем следующую картину. Средняя стоимость бензина марки Аи-95 в Московском регионе в период с 1 января по 31 октября 2015 подорожал на 2.01 руб./л, с 35.25 до 37.26 руб./л, или в процентном отношении - на 5.4%. Бензин Аи-92 за соответствующий период вырос на 2.32 руб./л, с 32.36 до 34.68 руб./л, в процентном отношении - на 6.7%. Розничные цены на дизельное топливо приросли за десять месяцев на 1.30 руб./л, с 33.87 до 35.17 руб./л - плюс 3.7%. При прогнозируемой в 2015 году инфляции в 12% розничные цены ни на бензин, ни тем более на дизтопливо, очевидно, не превысят ее.

Если оставить ситуацию, как она есть, - значит смириться с некачественным топливом на большей части независимых АЗС. Отпустить из-под госконтроля розницу - значит получить социальный взрыв возмущения. Но ведь есть третий, цивилизованный путь - это франчайзинг, то есть передача права независимым АЗС торговать под брендом ВИНК по правилам и процедурам, принятым в этой нефтяной компании. Однако, такая форма существования независимой розницы в нашей стране не прижилась - высок соблазн все тех же манипуляций с дешевыми компонентами, чем, вобщем-то, особо предприимчивые бизнесмены и занимались, похоронив тем самым общепризнанный подход розничной торговли, хотя со стороны нефтяных компаний предложений было предостаточно.

Что касается перспектив розничных цен на бензин, то нельзя исключать и традиционную зимнюю просадку. Цены дизельное топливо замерли в ожидании перехода на межсезонные и зимние сорта.

Динамика розничных цен за октябрь по картам Магистраль/Роснефть в Москве:

Топливные карты Роснефть объединяют крупнейшие сети брендовых АЗС по всей России.