Новости
Обзор рынка за сентябрь:

03.10.2015

Обзор рынка за сентябрь:

За период с 1 по 30 сентября на мелкооптовом рынке светлых нефтепродуктов столичного региона средняя стоимость бензина выросла на 0,35%, дизельное топливо подешевело на 1,4%.

Средневзвешенные цены на мелкооптовом рынке моторного топлива Москвы и Московской области на конец сентября:

Аи-95   44 250 руб./тн   0%   0 руб./тн

Аи-92   42 550 руб./тн   +0,71%   +300 руб./тн

ДТ Сорт С   35 800 руб./тн   -1,40%   -500 руб./тн

Состояние сентябрьского рынка в сегменте автомобильного бензина:

В сегменте бензина на мелкооптовом топливном рынке Московского региона на протяжении всего сентября сохранялась стабильная ситуация. Оператор завода МНПЗ 1 сентября провел единственное за месяц незначительное повышение цены на продукт Регуляр-92 в размере 300 руб./тн, до 42 250 руб./тн. Большинство участников столичного рынка от корректировок цен в сентябре воздерживались. В то время как сбытовая структура "Роснефти" на протяжении всего месяца демонстрировала на своих базисах нисходящую динамику очевидно перегретых бензиновых цен, стремясь к уровням, заданным оператором МНПЗ еще в августе. Такая ценовая политика была ожидаема ввиду того, что биржевые индексы на бензин снизились к середине сентября на 2000 руб./тн к среднему значению в 40 000 руб./тн, а нетбэк от европейских котировок сформировался к середине месяца на уровне 36 000 руб./тн, что дало премиальность российскому рынку порядка 4000 руб./тн. - величина для нефтяных компаний более чем комфортная.

2-го сентября сбытовое подразделение "Роснефти" снизило стоимость бензина марок Регуляр-92 и Премиум-95 на своих базисах в Московской области. Так, Регуляр-92 стал дешевле на 100-300 руб./тн. Его стоимость составила 42 900 руб./тн на Подольской и Клинской нефтебазах и традиционно дешевле на Наро-Фоминской нефтебазе - 42 300 руб./тн. Премиум-95 подешевел меньше - на 100-200 руб./тн, цены на тех же базисах составили 45 300, 45 100 и 44 500 руб./тн соответственно. Напомним, что цена "Газпромнефти" на ее основных базисах, ВЛПДС и МПНЗ, держалась с середины августа на отметке 42 950 руб./тн.

Понимая, что оператор МНПЗ не собирается поднимать цены на бензин, 9 сентября сбытовая структура "Роснефти" делает очередной шаг к смягчению ценовой политики и снижает стоимость Регуляр-92 и Премиум-95 на своих базисах в Московской области: так, Регуляр-92 значительнее всего подешевел на Подольской нефтебазе - на 400 руб./тн, до 42 500 руб./т. Такая же цена на продукт установлена на Клинской нефтебазе. На Наро-Фоминской НБ компания реализовала 92 бензин по цене 42 050 руб./тн. Бензин марки Премиум-95 на нефтебазах в Подольске и Клину подешевел на 300 и 100 руб./тн, до 45 000 руб./т. В Наро-Фоминске мелкооптовая стоимость 95 бензина снизилась на 200 руб./тн, до 44 300 руб./тн.

Несмотря на стабильную ценовую ситуацию в сегменте высокооктанового бензина на мелкооптовом топливном рынке столичного региона, сбытовое подразделение "Роснефти" 16 сентября вновь пересматривает цены на бензин в сторону понижения: на Подольской, Клинской и Наро-Фоминской нефтебазах цены на Регуляр-92 устанавливаются в размере 42 250, 42 300 и 42 050 руб./тн, на Премиум-95 -  44 500, 44 300 и 43 750 руб./тн соответственно. Таким образом "Роснефть" устанавливает конкурентную цену на 92 бензин относительно законодателя ценового тренда в столичном регионе - оператора МНПЗ.

С очередным ощутимым снижением выступил 24 сентября сбыт "Роснефти". Оператор Московского НПЗ, выполнивший квартальный план и заморозивший отпускные цены с августа, дешевеющий продукт на заводах ЦФО - оба этих фактора сподвигли основного конкурента "Газпромнефти" вывести на рынок новые конкурентные цены: бензин марки Регуляр-92 подешевел на Подольской и Клинской нефтебазах на 400 и 450 руб./тн соответственно, до 41 850 руб./, и на 250 руб./тн, до 41 800 руб./тн - на Наро-Фоминской нефтебазе. Цены на Премиум-95 снизились на 600 и 300 руб./тн, до 43 800 и 43 500 руб./тн в Подолске и Клину. В Наро-Фоминске стоимость 95 бензина незначительно повысилась - до 43 600 руб./тн.

Ответил снижением и сбыт "Башнефти", 30 сентября снизивший стоимость Регуляр-92 и Премиум-95 на 100 руб./тн, до 42 050 и 43 750 руб./тн соответственно.

Таким образом к концу месяца все ключевые игроки столичного рынка выглядели практически одинаково по ценовому критерию. Можно было совершать сделки с поставщикам, отталкиваясь от экономической составляющей логистики.  

Состояние сентябрьского рынка в сегменте дизельного топлива:

Динамика мелкооптовых дизельных цен в сентябре демонстрировала понижательный характер, что нехарактерно для осеннего месяца, когда обычно возросший спрос толкает дизельные цены вверх. Тем не менее дизтопливо было доступно в избытке на всех нефтебазах столичного региона и предлагалось множеством поставщиков.

Стоимость летнего дизельного топлива у оператора МНПЗ до 8 сентября сохранялась без изменений - 36 300 руб./тн. Примерно в этой же плоскости лежали цены и у сбытовой структуры "Роснефти" - на Подольской и Клинской нефтебазах они составляли 36 300 руб./тн, на Наро-Фоминской нефтебазе - 36 100 руб./тн. На базисах нефтебаз в Щербинке и Сергиевом Посаде сбытового подразделения "Башнефти" цена на дизельное топливо оставалась без изменений вплоть до середины месяца: 36 100 руб./тн на обоих НБ. А сбыт "Татнефти" с начала сентября занял прочные позиции среди лидеров ценовой гонки - до 8 сентября на Володарской ЛПДС объемы компании торговались по цене 35 800 руб./тн.

Пальма первенства по дешевизне цен на летний дизель оказалась у независимых игроков. Так, сбытовое подразделение Антипинского НПЗ до 23 сентября предлагало летний дизель на Володарской ЛПДС и Солнечногорской НС по цене 35 500 руб./тн, а на Луховицкой нефтебазе компания реализовала свой ресурс по цене 35 200 руб./тн.

8 сентября оператор МНПЗ нехотя и всего на 300 руб./тн понизил отпускные цены на дизельное топливо до отметки 36 000 руб./тн, вроде как поддержав понижательный тренд, заданный другими участниками рынка. Но за этой коррекцией незамедлительно последовало снижение стоимости дизеля со стороны сбытов других ВИНКов, а так же независимых игроков. В частности, сбытовое подразделение "Татнефти" на базисе ВЛПДС опустило ценник на ДТЛ с 35 800 до 35 650 руб./тн при реализации автоналивом.

С 16 сентября вступили в силу новые цены летнего дизтоплива у сбытовой структуры "Роснефти" на нефтебазах Московской области. Стоимость ресурса на Подольской и Клинской нефтебазах повысилась на 100 руб./тн и составила 36 300 и 36 000 руб./тн соответственно. На нефтебазе в Наро-Фоминске летний дизель, напротив, понизился в цене еще на 200 руб./тн, до 35 600 руб./тн., что на 400 руб./тн ниже ценового уровня, задаваемого оператором МНПЗ. Следом за "Роснефтью" на ВЛПДС поступили объемы дизельного топлива от "Башнефти". На этом базисе сбытовая структура компании установила цену на свой ресурс с дисконтом в 200 руб./тн от "Газпромнефти" и реализовывала продукт по цене 35 800 руб./тн. Такое же ценообразование распространилось на Сергиево-Посадской, Щербинской, Серпуховской НБ, на которых присутствовал продукт "Башнефти".

Под натиском конкурентов оператор МНПЗ 18 сентября наконец-таки снизил мелкооптовую стоимость дизельного топлива на 500 руб./тн, до 35 500 руб./тн. Но и в этот раз следом за "Газпромнефтью" скорректировали цены и независимые участники рынка, реализующие продукцию завода. "Роснефть" на Подмосковных базисах опустила цены на летний дизель от 150 до 300 руб./тн. Так, на Подольской нефтебазе продукт можно было приобрести по цене 36 150 руб./тн, в Клину и Наро-Фоминске - по 35 800 и 35 250 руб./тн соответственно. Лидером по снижению цен стала компания "Башнефть": за неделю компания в 2 этапа, 18 и 21 сентября, снизила стоимость продукта на 800 руб./тн, до 35 000 руб./тн. Такая цена стала самой привлекательной не только среди сбытовых структур ВИНКов, но и в целом по мелкооптовому рынку Московского региона с учетом независимых участников. 23 сентября "Татнефть" поддержала распродажи, понизив стоимость летнего дизельного топлива на Володарской нефтебазе на 200 руб./тн, до 35 200 руб./тн.

Неожиданным событием, повлекшим новые распродажи дизеля со стороны участников Московского рынка, стал заход на ВЛПДС независимого трейдера - эксклюзивного поставщика "РЖД". Продукт предлагался по рекордно низкой цене для отчетного периода - 34 600 руб./тн. Безусловно, такая цена привлекла внимание большинства участников рынка, и уже к 29 сентября объёмы компании "вынесли" подчистую.

Дешевел дизель и у другого независимого игрока: в попытках удержать стабильный высокий спрос на свой ресурс сбытовое подразделение Антипинсокго НПЗ понизило 24 сентября стоимость летнего дт на ВЛПДС и Солнечногорской НС до 34 900 руб./тн.

Такой демпинг цен на дизтопливо объяснялся независимыми участниками мелкооптового рынка Московского региона, как снижение спроса на летний дизель. Компании отмечали возросший спрос на СМТ - более дешевый высокосернистый аналог дизельного топлива. Объемы СМТ производства Антипинского НПЗ активно разбирались трейдерами по цене 32 800 руб./тн. Также отличным спросом пользовался данный продукт производства Марийского НПЗ.

Неготовность конечных пользователей платить за качественное дизельное топливо объясняется не иначе как ухудшением экономических показателей как в частных, так и в госпредприятиях.

Почему же лидер продаж и законодатель ценовой моды в Московском регионе - сбытовое подразделение "Газпромнефти" не создавало конкурентных ценовых предложений и по сути отдало сентябрьский рынок конкурентам? Со слов коллег в компании выполнены и даже перевыполнены планы продаж, поэтому оператор МНПЗ не спешил давить ценой на предложения конкурентов.

В целом на ВЛПДС наблюдался баланс спроса и предложения, с некоторым перевесом в пользу второго: достаточные объемы летнего дизельного топлива предлагались большим количеством игроков, которые как видно из отчета друг за другом снижали цены на ДТ, либо предлагали неофициальные скидки на ресурс в зависимости от объема закупок. Конечно, такая ситуация в осенний сезон необычна. Топлива на рынке много, не смотря на осенние ремонты НПЗ, а спрос упал, очевидно отражая ситуацию в экономике страны. Возможно, периода традиционного "осеннего дефицита" в этом году удастся избежать, как и значительного роста цен на дизтопливо.  

Что касается краткосрочного прогноза цены на дизель, то для этого следует опять взглянуть на графики биржевых котировок на ДТ и нетбэка. На конец сентября уровни внутренних цен и экспортных альтернатив практически сравнялись, а это схождение следует рассматривать как повод оттолкнуться внутренним ценам вверх. А вывод на биржу зимних сортов дизельного топлива традиционно будет способствовать этому движению. Потенциал роста межсезонных и зимних сортов дизеля лежит в пределах от 1000 до 2000 руб./тн по причине роста себестоимости производства и выросшему нетбэку относительно текущих дизельных котировок. 

График динамики мелкооптовых цен за сентябрь в пересчете в литры выглядел так:

Доставка дизельного топлива сорта F по выгодным ценам.

 

За период с 1 по 30 сентября розничные цены на бензин по Москве выросли на 1,08%, дизельное топливо подорожало на 0,57%. Бензин в Московской области подорожал на 1,02%, дизельное топливо - на 0,46%.

Средние цены по картам Магистраль/Роснефть на АЗС Москвы и Московской области на конец сентября:

Москва

Аи-95   37,24 руб./л   +0,83%   +0,31 руб./л

Аи-92   34,67 руб./л   +1,33%   +0,46 руб./л

ДТ   35,16 руб./л   +0,57%   +0,20 руб./л

Московская область

Аи-95   36,89 руб./л   +0,87%   +0,32 руб./л

Аи-92   34,12 руб./л   +1,17%   +0,40 руб./л

ДТ   34,63 руб./л   +0,46%   +0,16 руб./л

На розничном рынке столичного региона движение цен было закономерным и предсказуемым. Темпы роста незначительно превысили августовские. Не смотря на то, что мелкооптовые цены в сентябре демонстрировали стабильность и не были подвержены росту, розница планомерно подбиралась к значениям, на которых рентабельность этого бизнеса начинала выходить из отрицательной зоны. Если быть точнее, маржа по бензинам достигла уровня порядка 10%, что является порогом самоокупаемости небольшой московской АЗС, в то время как реализация дизельного топлива позволяла получать приличную прибыль - разница между закупочной и розничной ценой достигала 20%.

Компания "Роснефть" на своих АЗС под брендом "Роснефть" подняла стоимость ДТ на 0,10-0,30 руб./л, разброс цен на столичных АЗС на конец сентября составил 34,90-35,40 руб./л. Бензин Аи-92 на данных автозаправках подорожал на 0,3-0,4 руб./л, цены на конец периода колебались в диапазоне 33,70-34,80 руб./л. Бензин Аи-95 прибавил в цене на 0,1 руб./л, разброс на конец сентября - 36,30-37,20 руб./л.

АЗС "Роснефти" под брендом "ТНК" показали схожую динамику роста, однако разброс цен среди заправок был на порядок ниже: ДТ выросло на 0,2 руб./л, до значений 35,00-35,30 руб./л. Бензин Аи-92 подорожал на 0,2-0,4 руб./л, с разбросом 34,30-34,80 руб./л. Аи-95 прибавил 0,2 руб./л и продавался на заправках в конце сентября в ценовом диапазоне 37,00-37,20 руб./л.

"Роснефть" на свой МАЗК премиального бренда "ВР" в сентябре от корректировок цен на дизельное топливо воздержалась. Цены на этот продукт и без того были высоки - разброс на столичных АЗС стоставил 35,49-35,89 руб./л. Бензин Аи-92 подорожал на 0,4-0,6 руб./л, цены лежали в диапазоне 34,29-35,23 руб./л. Аи-95 прибавил еще больше - 0,6-0,8 руб./л, такая весомая коррекция вывела цены к концу месяца до уровня 36,99-38,29 руб./л.

Компания "Газпромнефть" пересмотр розничных цен в сентябре на своих АЗС не проводила. Они и без того выглядели слегка перегретыми по отношению к тем же "ТНК" с "Роснефтью". Так, цены на дизтопливо на стеллах АЗС компании колебались в диапазоне 35,00-35,90 руб./л. Бензин Аи-92 и Аи-95 со спредом в 1 руб. по каждой марке предлагались по 34,30-35,30 и 36,65-37,65 руб./л соответственно.

Лидером по дороговизне моторного топлива в столице традиционно стал "Лукойл". Компания использует единую ценовую политику для всех Московских АЗС. Пересмотра дизельных цен как и у "Газпромнефти" с "ВР" не проводилось - ДТ продавалось по 35,92 руб./л. Бензин Аи-92 и Аи-95 скорректировались на 0,3 руб./л и реализовывались по цене 35,50 и 38,30 руб./л соответственно.  

Динамика розничных цен за сентябрь по картам Магистраль/Роснефть в Москве:

Топливные карты Роснефть принимаются теперь и на сети АЗС Shell в Вологодской области.