Новости
Обзор рынка за июль:

03.08.2015

Обзор рынка за июль:

За период с 1 по 31 июля на мелкооптовом рынке светлых нефтепродуктов столичного региона средняя стоимость бензина продолжила хоть и незначительно рост - в среднем на 1,06%, дизельное топливо подорожало ощутимее - на 2,19%.

Средневзвешенные цены на мелкооптовом рынке моторного топлива Москвы и Московской области на конец июля:

Аи-95   43 250 руб./тн   +0,93%   +400 руб./тн

Аи-92   42 150 руб./тн   +1,19%   +500 руб./тн

ДТ Сорт С   36 600 руб./тн   +2,19%   +800 руб./тн

Состояние июльского рынка в сегменте дизельного топлива:

9 июля оператор Московского НПЗ провел повышение на 500 руб./тн мелкооптовые цены на дизельное топливо Сорта С - до 36000 руб./тн. Предыдущая цена продержалась ровно месяц. Повышение обусловлено коррекцией мелкооптовой стоимости ДТ относительно возросшего за аналогичный период биржевого индекса Москва-DTL (индекс на летнее дизельное топливо, который включает цены сделок на заводах МНПЗ (Газпромнефть-Москва), ЯНОС (Газпромнефть-Ярославль), РНПК (Роснефть-Рязань) и НОРСИ (Лукойл-Нижний Новгород)), который вырос с 35000 руб./тн до 35600 руб./тн.

Начало июля ознаменовалось также и началом падения мировых цен на нефть после 3-х месячной консолидации выше отметки 60 долл/барр. Вслед за нефтью снизились и экспортные паритеты (от 3000 до 4500 руб./тн) на дизельное топливо. Это обстоятельство дало повод ожидать формирования понижательного тренда оптовых цен на дизтопливо.

Однако, вопреки ожиданиям игроков рынка 24 июля оператор МНПЗ анонсировал повышение мелкооптовой цены на ДТ на 300 руб./тн, до 36 300 руб./тн. Почему такой диспаритет внешних и внутренних цен не сформировал ожидаемый понижательный тренд? Видимо, спрос на дизель на внутреннем рынке не упал достаточно сильно – поддержку оказала начавшаяся в конце месяца уборочная кампания, а экспорт остается высоким.

Что касается региональных мелкооптовых цен, то они следовали строго за биржевыми индексами, которые в целом в июле оставались малоподвижными, и такими же спокойными оставались и мелкооптовые цены. Несмотря на начало уборочной кампании в южных областях страны, цены на дизельное топливо не только ожидаемо повысились, но кое-где сумели продемонстрировать и снижение - это Саратовская и Воронежская области, Краснодарский край.

Лидером роста среди всех российских регионов стала Московская область. Где же еще, как не в Москве, могут поживиться в период смутных времен нефтяные компании...

Состояние июльского рынка в сегменте автомобильного бензина:

Месяц начался с повышения мелкооптовых цен на Московском НПЗ. Оператор завода повысил стоимость бензина Премиум-95 на 400 руб./тн - до 42 850 руб./тн, стоимость бензина Регуляр-92 на 500 руб./тн - до 41 650 руб./тн. Повышение ожидаемое и экономически обоснованное - драйвером роста послужили биржевые котировки, штурмовавшие весь июнь новые вершины.

Что касается региональных мелкооптовых цен на бензин, то они подорожали в июле в среднем на 2,5%. Первые 17 дней июля мелкооптовые региональные индексы также отыгрывали июньский рост биржевых цен. Во второй половине месяца наступила некоторая стабилизация - биржевые цены с первых дней июля прекратили рост, а мелкооптовые отреагировали стабилизацией цен спустя 17 дней. В среднем этот период – срок между датой сделки на бирже и датой поступления товара на нефтебазу.

Разбег цен между регионами достигал 3500 руб./тн. Самые высокие цены были зафиксированы в отдаленных от НПЗ регионах - это Мурманская, Архангельская, Вологодская, Калининградская области, а также области с повышенным сезонным потреблением - курортные области Черноморского побережья - это Краснодарский и Ставропольский Край, Республика Адыгея. Здесь зарегистрирован наибольший прирост цен - около 6%.

Благополучными можно условно назвать регионы, в которых размещены НПЗ - это Оренбургская, Московская, Самарская, Рязанская, Ярославская области, Республика Башкортостан и Татарстан. К регионам с низкими ценами также присоединились и малонаселенные области - Ивановская и Кировская, Республика Мордовия и Чувашия.

Интересно и то обстоятельство, что автомобильный бензин продолжил демонстрировать рост вопреки падению мировых цен на нефть не только в России, но и в Европе, США и Азии. Причина тому - возросший спрос на бензин в сочетании с сезонной остановкой НПЗ на профилактические работы. Если с остановкой НПЗ все понятно, то еще одна причина возросшего спроса на бензин на западных рынках, трактуемая аналитиками, связана в том числе и с несостоявшимися планами по увеличению доли рынка дизельных автомобилей.

График динамики мелкооптовых цен за июль в пересчете в литры выглядел так:

Доставка дизельного топлива и автобензинов от компании "РусПетрол" - гарант обеспечения вашего предприятия качественными нефтепродуктами в оговоренные сроки.

 

За период с 1 по 31 июля розничные цены на бензин по Москве выросли на 1,56%, дизельное топливо подорожало на 0,66%. Бензин в Московской области подорожал на 1,48%, дизельное топливо - на 0,44%.

Средние цены по картам Магистраль/Роснефть на АЗС Москвы и Московской области на конец июля:

Москва

Аи-95   36,61 руб./л   +1,58%   +0,58 руб./л

Аи-92   33,79 руб./л   +1,54%   +0,52 руб./л

ДТ   34,84 руб./л   +0,66%   +0,23 руб./л

Московская область

Аи-95   36,32 руб./л   +1,18%   +0,43 руб./л

Аи-92   33,34 руб./л   +1,77%   +0,59 руб./л

ДТ   34,34 руб./л   +0,44%   +0,15 руб./л

Если разделить июль на два периода - первую и вторую половину месяца, то мониторинг розничных цен на московских АЗС в первой половине июля показал рост по всем видам топлива - литр бензина подорожал в среднем на 0,4 руб./л, литр дизельного топлива - на 0,3 руб./л. Лидировали по ценам автозаправки "Лукойла" и "Газпромнефти", где цены на бензин марки Аи-92 перевалили за 34,00 руб./л, а сети "Роснефть", "ТНК" и "Татнефть" оставались на втором плане. Цены на них держались на демократичном уровне - в районе 33,60 руб./л.

Во второй половине месяца рост розничных цен замедлился. Литр бензина в среднем подорожал на 0,2 руб./л, а литр дизтоплива - на 0,1 руб./л. Больший вес в приросте обеспечили сети независимых АЗС. ВИНКи взяли паузу, цены на своих АЗС пересматривали незначительно или не трогали вовсе, за исключением "Лукойла", который повысил цены на бензин еще на 0,2 руб./л.

Но вопреки негативному восприятию роста цен на автомобильное топливо в розничном сегменте на фоне падающих мировых цен на нефть нет оснований жаловаться на этот рост. Прирост цен на АЗС Москвы за семь месяцев 2015 года составил около 3% на дизельное топливо и около 4% на бензин. И это при том, что инфляция в РФ за аналогичный период по официальным данным превысила 8%.

Несмотря на рост розничных цен на бензин, маржа независимых АЗС оставалась на уровнях ниже 10%. И это происходило на фоне снижения биржевых цен. Начиная с 8 июля, биржевые индексы на бензин непрерывно снижались. Возможно, причиной снижения биржевых индексов стало распоряжение ФАС, так как уж больно надолго затянулась убыточная торговля бензином в розничном звене. Вот и скомандовал негласно регулятор - осадил пыл и ограничил аппетиты нефтяников, ведь нефтяным компаниям безразлично на каком этапе формировать прибыль - в оптовом сегменте или в розничном. На нынешнем этапе ВИНКи сформировали прибыль в оптовом.

Розница двигается вверх с осторожностью, с оглядкой на регуляторов. А тот факт, что независимым сетям АЗС приходится туго, очевидно волнует ихв меньшей степени. Задача, данная сверху - сдержать цены на АЗС в пределах инфляции, а ещё лучше, если кратно ниже, как сейчас.

Динамика розничных цен за июль по картам Магистраль/Роснефть в Москве:

Топливные карты Роснефть, работающие по литровой программе в Московском регионе, позволяют выгодно фиксировать цены на топливо сроком до 34 календарных дней.