Новости
Обзор рынка за июнь:

03.07.2015

Обзор рынка за июнь:

За период с 1 по 30 июня на мелкооптовом рынке светлых нефтепродуктов столичного региона средняя стоимость бензина продемонстрировала взрывной рост на 11,60%, дизельное топливо немного уступило в цене - на 2,51%.

Средневзвешенные цены на мелкооптовом рынке моторного топлива Москвы и Московской области на конец июня:

Аи-95   42 850 руб./тн   +11,79%   +5 050 руб./тн

Аи-92   41 650 руб./тн   +11,40%   +4 750 руб./тн

ДТ Сорт С   35 800 руб./тн   -2,51%   -600 руб./тн

Пожалуй, самая волнующая тема, которую подкинул прошедший месяц, - это небывалый рост оптовых цен на бензин. Ни для кого не новость тот факт, что в мае традиционно начинается сезонный рост цен на бензин, обусловленный повышенным спросом. На этой ежегодно повторяющейся тенденции трейдеры и владельцы АЗС начинают активно заключать сделки на бирже, стараясь купить продукт впрок и подешевле. Этот год закономерно не стал исключением, и фаза восхождения оптовых цен на бензин пришлась на конец мая, но, в отличие от прошлых лет, участники рынка, разогретые негативным экономическим и информационным фоном, в панике расхватывали объемы, разгоняя цены, а продавцы, словно севшие в поезд, уходящий в последний путь, даже не пытались подавить панику в зародыше - выйти на рынок с дополнительными объемами. Это при всем при том, что за пять месяцев этого года, по данным отчета Минэнерго, производство в России автомобильного бензина возросло на 28%, в то время как экспорт вырос всего на 7%.

Июньские биржевые торги по дизельному топливу прошли в спокойном режиме. Значения цен на дизель не испытывали волатильности, оставались нейтральной зоне. Производители пытались приподнять биржевые котировки дизельного топлива, но невысокий спрос и преобладание предложения не позволяли им сделать этого. В мелкооптовом сегменте мы увидели даже понижательную динамику от игроков столичного рынка. Такой позитивный «застой» объясняет премиальное состояние внутреннего рынка для производителей относительно экспорта, хотя премия эта совсем невелика - 500 - 1 000 руб./тн. Снижающийся внутренний спрос на дизель со стороны российских потребителей в условиях санкций и контрсанкций продлится как минимум до начала уборочных работ, а значит как минимум до середины июля мы, вероятно, не увидим роста дизельных цен.

Итак, старт июньскому росту цен на бензин был дан 4 июня - цены биржевых сделок в среднем выросли на 1 000 - 1 200 руб./тн, а по отдельным НПЗ - группа Самарских, Саратовский, Ачинский - рост Аи-95 составил 2 100 - 2 700 руб./тн.

Что же касается мелкого опта в московском регионе, то 4 июня оператор МНПЗ поднял цены на бензин Регуляр-Аи92 на 600 руб./тн до 37 750 руб./тн, и на Премиум-95 - на 700 руб./тн до 38 750 руб./тн.

Прошло два дня, и 6 июня оператор Московского НПЗ вновь повысил мелкооптовые цены на бензин на 700 руб./тн по обоим сортам. В итоге, цены на бензин при базисе поставки: франко-автоцистера автотерминал МНПЗ, Володарская ЛПДС, Нагорная и Солнечногорская нефтебаза, были установлены на следующих значениях: Регуляр-92 - 38 450 руб./тн, Премиум-95 - 39 450 руб./тн.

8 июня на совещании у вице-премьера достигнуто соглашение о введении акциза на судовое маловязкое топливо до уровня акциза на дизельное топливо. Такая мера будет введена с 1 января 2016 года и поспособствует выравниванию цен автомобильного и судового дизтоплива. СМТ будет невыгодно продавать на АЗС под видом дизельного, с рынка в большей степени уйдет "дешевая солярка". Что касается судовладельцев, то им по аналогии с авиатранспортом будет предоставлен налоговый вычет.

Очередная коррекция мелкооптовых цен Московского НПЗ была произведена 10 июня. Премиум-Аи95 подорожал на 500 руб./тн, до 39 950 руб/тн. А вот дизтопливо сорта С подешевело на 600 руб./тн, до 35 500 руб./тн. Обе коррекции проведены под давлением внешних факторов. Бензин подорожал из-за уже ставшего привычным роста биржевых цен. Причем к 10 июня среднее значение биржевых котировок на бензин достигло уровня 39 500 руб./тн. При такой оптовой цене мелкооптовая в 39 950 давала ясно понимать, что эта корректировка как минимум не последняя, и следующая последует очень скоро. Снижение цены на дизельное топливо было обусловлено двумя мотивами. Первый - все та же биржевая цена. Средняя держалась на уровне 33 800 руб./тн, а с затратами по доставке и перевалке на нефтебазы Подмосковья это как раз примерно те же 35 500 руб./тн в бензовозе. Второй мотив - это конкуренция. В начале июня Антипинский НПЗ прокачал на Володарскую нефтебазу 3 500 тн дизеля Евро-5. Эти объемы были выставлены на бирже по цене 34 700 - 35 000 руб./тн франко-резервуар против 36 100 руб./тн при базисе поставки - франко-автоцистерна ВЛПДС. Оператору МНПЗ пришлось снижать цену. Продавец Антипинского ресурса сделал встречный ход - снизил цену своего продукта на бирже с 34 700 руб.тн до 34 400 руб./тн.

С 12 июня мелкооптовые цены на бензин обеих марок на Московском НПЗ в очередной раз прибавили в весе, соотносительно - по 500 руб./тн. В итоге, цены на бензин при базисах поставки: франко-автоцистера автотерминал МНПЗ, Володарская ЛПДС, Нагорная и Солнечногорская нефтебаза, были установлены на следующих значениях: Регуляр-92 - 38 950 руб./тн, Премиум-95 - 40 450 руб./тн. Ничего необычного в этом повышении участники рынка не увидели - было ожидаемо и понятно, т.к. мелкооптовые цены едва успевали за биржевыми котировками.

Тенденции, сформированные в первой половине июня, сохранились и во второй. В сегменте бензина рост цен продолжился. Впервые в этом году средневзвешенные биржевые цены бензина марки Регуляр-92 перешагнули значение в 40 000 руб./тн и достигли рекордных значений прошлого года. Только в прошлом году для роста с 34 000 руб./тн до 40 000 руб./тн рынку потребовалось 4 месяца, а в нынешнем всего 1 месяц. Такому взрыву цен есть объективные причины - это несоразмерный рост экспорта бензина и сокращение его импорта из Белоруссии. Бурный рост вывел биржевые цены к двадцатым числам июня на уровень равный и даже чуть выше экспортных паритетов. Предложения от белорусских производителей стали актуальны, начались сделки. Они то и сбили ажиотаж, а российским производителям пришлось корректировать свои цены под белорусские предложения.

За биржевыми индексами и примерно с такими же темпами продолжали рост и мелкооптовые цены . Московский НПЗ с 18 июня повысил мелкооптовые цены на бензины на 700 руб./тн. В итоге, в бензовозе мы имели бензин Регуляр-92 по 39 650 руб./тн, Премиум-95 - по 41 150 руб./тн. При этом биржевые крупнооптовые цены Московского НПЗ буквально на следующий день вновь превысили только что установленные мелкооптовые.

Как в общем-то и ожидалось, оператор Московского НПЗ, оперативно реагируя на рост биржевых бензиновых котировок, с 24 июня повышает мелкооптовые цены на бензин. Повышение составило 700 руб./тн: Регуляр-92 - 40 350 руб./тн, Премиум-95 - 41 850 руб./тн.

27 июня происходит финальная повышательная коррекция мелкооптовых цен на бензин. Бензин Регуляр-92 дорожает на 1 000 руб./тн, бензин Премиум-95 - на 700 руб./тн. В итоге мелкооптовые бензиновые цены закрыли месяц на уровнях: Регуляр-92 - 41 350 руб./тн, Премиум-95 - 42 550 руб./тн. При этом крупнооптовые биржевые сделки по бензину на ст. Яничкино торговались со спредом в размере около 1 200 руб./тн, что дает нам некоторую надежду на отсрочку следующих повышательных корректировок мелкооптовых цен на бензин со стороны оператора Московского НПЗ.

Если в основу прогноза дальнейшей динамики крупнооптовых цен заложить график цен на бензин прошлого года, то можно предположить, что до середины августа последует более сглаженная фаза роста с достижением уровня цен в 42 000 руб./тн.

График динамики мелкооптовых цен за июнь в пересчете в литры выглядел так:

Доставка дизельного топлива только заявленного качества четко в срок.

 

За период с 1 по 30 июня розничные цены на бензин по Москве выросли на 1,41%, дизельное топливо подорожало на 0,78%. Бензин в Московской области прибавил 1,60%, дизельное топливо - 1,05%.

Средние цены по картам Магистраль/Роснефть на АЗС Москвы и Московской области на конец июня:

Москва

Аи-95   36,03 руб./л   +1,35%   +0,49 руб./л

Аи-92   33,27 руб./л   +1,47%   +0,49 руб./л

ДТ   34,61 руб./л   +0,78%   +0,27 руб./л

Московская область

Аи-95   35,89 руб./л   +1,59%   +0,57 руб./л

Аи-92   32,93 руб./л   +1,61%   +0,53 руб./л

ДТ   34,19 руб./л   +1,05%   +0,36 руб./л

Практически полгода ВИНКи воздерживались от существенных корректировок розничных цен на АЗС. Была небольшая корректировка в апреле - в среднем основные индикаторы рыка (Аи95, Аи-92, ДТ) подорожали на 0,5%. Но июньский взрывной характер роста биржевых котировок потащил за собой вверх и мелкооптовые цены - именно те цены, которые формируют розничные, следуя с нефтебаз в бензовозах до автозаправочных станций. 

Июньский рост оптовых бензиновых цен и запоздалая реакция ВИНКов довели независимых участников рынка до предела - маржинальность розничных бензиновых цен на частных АЗС оказалась ниже уровня безубыточности - ниже 10%. Маржа по бензинам с благополучных уровней 20-25% за два месяца опустилась до критических 5-10%, при которых бизнес розной продажи качественного топлива становится убыточным. Выбора у частника есть - либо консервировать станцию, либо переходить на «бодягу». Но и с «бодягой» в этом году непросто - АЗС по указанию президента взяты под особый контроль на предмет качество топлива, и уже возбуждено ряд уголовных дел в различных регионах РФ. Пока на плаву позволяет держать дизельное топливо, маржа по котором находится в рамках 15-20%, но ввиду снижающегося спроса приходится сильно затянуть пояса.

Всего за полгода средние цены на АЗС Москвы выросли примерно на 2% - дизтопливо подорожало примерно на 0,6 руб./л, бензины - на 0,7 руб./л. Частые заявления со стороны регуляторов рынка, ФАС, Минфина и Минэнерго, устанавливают производителям предельные темпы роста розничных цен в пределах годовой инфляции. А так как Минфин планирует уложиться с инфляцией где-то в 12%, то получается, что на оставшиеся полгода придется как минимум 10% прибавка к ценам на АЗС.

Динамика розничных цен за июнь по картам Магистраль/Роснефть в Москве:

Топливные карты Магистраль и Роснефть помогут Вам сэкономить на стоимости топлива и получить налоговый вычет.