О том, что дизтопливо бывает летним и зимним, знает каждый автовладелец. Классификация бензина по температуре эксплуатации также существует. Сорта топлива указаны в ГОСТ 32513-2013, который регламентирует характеристики экологических классов, октановое число и объясняет разницу между зимним и летним бензином. Разница заключается в давлении насыщенных паров. Этот параметр измеряют в полностью закрытом сосуде, в условиях, приближенных к топливному баку. Признаки высокого давления насыщенных паров (ДНП) хорошо знакомы всем – именно оно раздувает пластиковые канистры в жаркую погоду и производит «пшик» при откручивании пробки бензобака.

Согласно ГОСТ, величина ДНП для бензина в теплое время года должна составлять 35-80 кПа, а зимой – 35-100 кПа. Давление насыщенных паров должно измеряться каждый раз при приемке топлива и вноситься в документы. Такая небольшая разница в ДНП значительно влияет на другие характеристики бензина, особенно в межсезонье. Зимние сорта топлива летом могут деформировать не только канистру, но и топливный бак, если оставить машину на солнце. Критическое значение давления насыщенных паров – это преждевременная детонация и даже угроза взрыва. Летний бензин в холодную погоду меньше испаряется, что затрудняет холодный пуск или делает его невозможным.

Еще одним отличием разных по сезонности бензинов является их фракционный состав.

Чем отличается «летний» бензин?

Летним называется бензин с более тяжелым фракционным составом, если сравнивать его с «зимним» топливом. За счет этого температура выкипания у него выше: 110, а не 100 градусов по Цельсию. Это нужно, чтобы бензин полностью испарялся, и топливная система не засорялась раньше срока.

Используя такое топливо, можно избежать главной проблемы в теплое время года: паровых пробок. Они не образуются даже в жару до +50˚.

При этом двигатель заведется без промедления при температуре до -10-15˚: для ранней осени или поздней весны это приемлемо. А когда температура по утрам опустится ниже этой отметки, вы сможете перейти на «зимний» сорт топлива.

В какой период и на какой территории предлагают летний бензин:

  • В средней полосе России – в теплое время года, с 1 апреля по 1 октября.
  • В жарких южных районах – круглогодично.

Характеристики «зимнего» бензина

Главное отличие такого топлива – оно позволяет сразу запустить двигатель в мороз до -30 градусов. Для этого в «зимнем» сорте бензина увеличена доля легких фракций, а температура выкипания у него ниже по сравнению с летним.

Где и когда применяется такое топливо:

  • В средней полосе России – в холодное время года. Официально это период с 1 октября по 1 апреля.
  • В северных регионах – круглый год.

Покупая топливо по безналу по картам на автозаправках НК «Роснефть», вы можете быть уверены, что получите бензин с нужными характеристиками. Выбирать его специально не нужно. Если в вашем регионе такая сезонность важна, в холодное время года производят и продают именно «зимнее» топливо, и наоборот.

Тонкости производства

Из-за особенностей состава и технических характеристик зимний бензин производить сложнее, чем летний. Вот почему делают это обычно только крупные нефтеперерабатывающие заводы, а заправиться бензином такого сорта можно не на каждой АЗС.

Какое октановое число предпочтительнее?

Взаимосвязь октанового числа бензина и температуры окружающего воздуха – одна из главных проблем, которую пытаются решить производители топлива во всем мире.

Обязательно учитывайте рекомендации производителя. Если в инструкции к автомобилю указано строго одно октановое число топлива, то заливать в бак можно только его в любое время года. Если производитель допускает интервал значений, можно поэкспериментировать с сортами. Начинать лучше зимой, чтобы снизить риск высокой испаряемости. Считается, что в высокооктановых бензинах больше эфиров и спиртов, поэтому воспламеняются они хуже, но в любом случае на холоде вероятность детонации практически нулевая, поэтому зимой в качестве эксперимента можно попробовать залить в бак бензин АИ-92 вместо АИ-95. На первых километрах оцените динамику, работу двигателя автомобиля, оцените расход. Весной можно снова перейти на высокооктановый бензин.

Возможность выбора октанового числа дают многие ведущие автопроизводители. Например, для моделей Volvo S60 рекомендовано топливо с октановым числом в диапазоне от 91 до 98 с приоритетом для 98-го в жаркий сезон. Спорткары также допускают использование бензинов АИ-98 и АИ-95, но владельцы таких автомобилей редко обращают на это внимание.