Сера в нефти содержится и в чистом виде, и как химические соединения: сульфиды, дисульфиды и прочие. Некоторые из них обладают повышенной агрессивностью (меркаптаны, сероводород и другие), поэтому не допускалось, чтобы они присутствовали в топливе, а содержание отдельных веществ ограничивалось (меркаптанов).

В соответствии с принятыми стандартами количество этого элемента определяют как «массовую долю серы». Чтобы избавиться от излишков, нефть в процессе переработки подвергают глубокой очистке. Чем выше ее степень, тем более мощным должно быть оборудование, а это сказывается на конечной стоимости продукта. Так как полностью очистить горючее от серы практически нереально, она присутствует практически во всех марках топлива.

Устаревшие нормы

По содержанию серы солярку подразделяют на два класса: сернистая и малосернистая. До недавнего времени при оценке качества топлива не анализировали, каким образом его использование скажется на окружающей среде. Было три основных критерия оценивания:

  • стабильность работы двигателя;
  • расход горючего;
  • стоимость солярки.

В соответствии с принятыми в СССР нормами к сернистой причисляли солярку, концентрация серы в которой была приблизительно равна 0,2-1,0%. Дизельное топливо с содержанием этого элемента в пределах до 0,2 % классифицировали как малосернистое. Каким образом сказывалась такая незначительная разница? При использовании сернистого дизтоплива интенсивнее изнашивалась цилиндро-поршневая группа, на деталях образовывалось больше нагара. Ухудшалось охлаждение поршня. Для нейтрализации серы стали использовать специальные щелочные присадки. Благодаря им удалось уменьшить образование отложений на деталях, а также уменьшить коррозию.

Современные стандарты

Сегодня многое изменилось. Так, большинство компаний предпочитает закупать дизельное топливо по безналу, содержание серы в нем не должно превышать 0,2% (в соответствии с нынешними стандартами его причисляют к сернистому). Малосернистая солярка содержит не более 0,035 % серы. С чем связаны изменения норм? На них повлияли несколько факторов:

  • ужесточение стандартов к содержанию токсичных соединений в автомобильных выхлопах;
  • повышение надежности работы внутренних агрегатов автотранспорта;
  • совершенствование технологий переработки нефти.

И хотя сейчас в России остается актуальным ГОСТ 305-82, помимо него действует свыше 30 ТУ, в которых указаны нормы для всех категорий автотранспорта, в том числе сельскохозяйственной техники, спецмашин, водного и воздушного транспорта. Разработан отдельный стандарт, согласно которому выпускают улучшенную солярку, так называемое городское дизельное топливо, концентрация серы в нем не превышает 0,05 %. Предусмотрен выпуск экотоплива (по ТУ 38.1011348-99) в котором предельное содержание этого элемента составляет 0,035%.

Периодически появляются новые технические условия, причем, с каждым разом появляются новые категории дизельного топлива, содержащие все меньше серы. Есть у этого процесса и оборотная сторона медали – одновременно с улучшением экологических характеристик ухудшаются смазывающие свойства, что негативно сказывается на топливной системе автомобилей.