Современное человечество уже не мыслит своей жизни без автомобилей. Ежедневно транспортный поток увеличивается на миллионы единиц, особенно в крупных городах. Только в 2019 году с мирового конвейера сошло более 75 млн легковых машин, и многие из них уже колесят по дорогам вместе с более старыми моделями. По некоторым прогнозам, к 2035 году число автомобилей достигнет 2 млрд. Такая тенденция роста не может не беспокоить экологов. Защита окружающей среды от негативного воздействия выхлопных газов становится главной задачей разработчиков новых видов топлива.

Российская компания «Роснефть» одной из первых начала выпуск нефтепродуктов класса «Евро-6». Пока это пилотные версии, но вполне возможно, что именно они станут прорывом на пути к спасению человечества от глобального загрязнения атмосферы.

От гаража Карла Бенца до конвейеров автогигантов

Первый автомобиль был сконструирован Карлом Бенцем в 1885 году. Тогда никто не мог предположить, что всего через несколько лет изобретение станет настолько популярным, что займет одно из главных мест в жизни людей. В течение первых 7 лет Карл продал всего 25 моделей. Но уже в 1893 году он разработал более бюджетную версию авто – Victoria – 45 единиц которой сразу нашли своих владельцев. Одновременно с компанией Benz развивались фирмы и в других странах мира. Во Франции, Италии, Америке, Великобритании начинали свою работу небольшие предприятия, которым суждено было стать крупнейшими автоконцернами.

Постепенно автомобили на дорогах стали привычным явлением. Увеличился спрос на топливо. Бензин продавали ведрами или канистрами в специализированных магазинах. Чтобы заправить машину, водитель должен был использовать воронку и переливать с ее помощью топливо в бак. Автоматического оборудования для перекачки в конце 19 века не существовало.

Первая заправочная станция открылась в Сиэтле в 1907 году. Компания Standard Oil предложила водителям не просто покупать топливо, но и быстро закачивать его в бак с помощью помпы.

Второй скачок продаж автомобилей произошел в 1910 году и был связан с запуском конвейера на заводе Генри Форда. Серийное производство почти вдвое снизило себестоимость Ford Model T и сделало эту модель доступной среднему американцу. В течение ближайших 10 лет число легковых автомобилей в США увеличилось до нескольких миллионов. В соответствии с растущими потребностями рынка производители топлива начали активное строительство АЗС, и к 1929 году в Штатах работало уже 143 000 заправок против 12 000 в 1921 году.

Сегодня, спустя сотню лет после выпуска первой серийной модели, количество машин увеличилось многократно. По данным Navigant Research в мире ежегодно будет продаваться более 120 млн автомобилей, и к 2035 году их численность на дорогах достигнет 2 млрд.

Дым в лицо

В процессе сгорания топлива образуются выхлопные газы, которые выбрасываются в атмосферу. Эти вещества являются одним из главных факторов загрязнения воздуха в городах и вредят здоровью человека. Наиболее опасные компоненты выхлопа: угарный газ, соединения азота, углеводороды и мельчайшие твердые примеси.

Оксиды азота под воздействием ультрафиолета образуют озон. Газ скапливается в нижних слоях атмосферы, в воздухе, которым дышит человек. Озон провоцирует кашель, способствует развитию воспалительных заболеваний легких и бронхов. При вдыхании в большом количестве приводит к летальному исходу.

Еще одним не мене опасным последствием образования выхлопов является смог. Тяжелая дымка формируется из озона, соединений серы и азота, в результате фотохимических реакций. Смог в атмосфере городов становится причиной одышки, бессонницы, головной боли. Диоксид серы также вызывает окисление почвенных слоев, гибель растений. Дымка раздражает глаза и слизистые дыхательных путей. При высокой концентрации вредных веществ смог делает жизнь в мегаполисах невозможной для людей, страдающих хроническими болезнями легких.
Борьба за экологию: начало пути

По мере развития автомобилестроения росли и требования к качеству топлива. В частности, при увеличении показателей сжатия двигателей внутреннего сгорания, повышалась устойчивость бензина к самовоспламенению – менялось его октановое число.

В 1960-х годах над мегаполисами формируется смог. Видимое ухудшение экологической ситуации заставило инженеров-конструкторов начать активную работу с системами питания и зажигания. Основной целью автопроизводителей стало снижение вредного влияния машин на окружающую среду с учетом увеличения спроса на легковой транспорт.

Борьба за чистоту воздуха достигла пика в 1970-е годы. Несколько стран мира полностью отказались от этилированного топлива в пользу более экологичного метилтретбутилового эфира. Инженеры выяснили, что тетраэтилсвинец, который добавляли в этилированный бензин в качестве антидетонатора, является высокотоксичным веществом. Этот компонент оказывал негативное влияние на здоровье человека, ухудшал свойства каталитических нейтрализаторов.

В 1992 году вышел стандарт, согласно которому все автопроизводители на территории Евросоюза обязаны были устанавливать на легковые машины каталитические конвертеры для снижения уровня токсичности выхлопных газов. Новые требования получили название «Евро-1» В течение следующих нескольких лет в Евросоюзе появилось еще несколько стандартов технических характеристик машин. Последний из них – «Евро-6» - разработан в 2015 году.

Чтобы получить представление о новой директиве, можно сравнить уровень токсичности выхлопов по «Евро-6» с аналогичными показателями для двигателей 1970-х годов. Соотношение около 1:50. Но с учетом огромного количества автомобилей в современной Европе 50-кратная разница нивелировалась, и одного только принятия стандарта оказалось недостаточно для улучшения экологической ситуации.

Чтобы дополнительно снизить негативное влияние выхлопов, в ряде европейских стран принята система штрафов для машин классом ниже «Евро-6». Также приняты директивы в отношении качества топлива. Самым строгим на сегодняшний день является стандарт «Евро-5», утвержденный в 2009 году.

В России ситуация также далека от идеала. По словам руководителя Московского департамента природопользования около 90% от общего загрязнения воздуха приходится на легковые машины. Всего 30 лет назад эта доля составляла 10%, а остальная часть приходилась на заводы. На сегодняшний день высшим экологическим стандартом для производителей машин является «Евро-5» от 2016 года.

Классификация топлива в целом не отстает от европейской. Высший класс российского бензина К5 соответствует международному «Евро-5». Продажа топлива низших классов в нашей стране запрещена, но, к сожалению, не смотря на запреты и штрафы имеет широкое распространение.

В ближайшее время ситуация на российском рынке должна измениться. В продаже появилось топливо, которое, по словам разработчиков, превосходит существующие экологические стандарты Евросоюза, Японии и США.

Опережая время

Компания «Роснефть» первая в России начала производство топливо класса «Евро-6». Высокооктановый бензин АИ-95-К5 с пониженным содержанием серы уже реализуется через фирменную сеть АЗС, и география его присутствия расширяется. Новое топливо по своим характеристикам превосходит требования действующей директивы «Евро-5».

Производство бензина АИ-95-К5 с пониженным содержанием серы было запущено в 2018 году на НПЗ «Роснефти» в Уфе и в Саратове. Продажа топлива ведется на заправках Тульской, Калужской областей, Краснодарского края, Москвы и Московской области. В ближайшее время российское топливо «Евро-6» станет доступным и в других регионах РФ.

По словам руководства НК «Роснефть», если всего 20 000 тон стандартного бензина К5 в месяц замещать на «Евро-6», то уровень вредных выбросов в окружающую среду снизится на 20%. Экологические требования к нефтепродуктам в мире постоянно ужесточаются, но уже сейчас российское топливо превосходит стандарты, работая на «опережение». Логично ожидать, что с введением требований «Евро-6» для автомобилей, Евросоюз разработает аналогичные регламенты и для бензина.

Большая разница

Посмотрим на основные показатели топлива «Евро-6» от «Роснефти» в сравнении с продуктами низших классов. Содержание наиболее токсичных веществ в отработавших газах заметно снизилось:

    угарный газ – на 9,5%;
    оксиды азота – на 3,9%;
    углеводороды – на 3,6%.

Меньше концентрация ароматических и олефиновых соединений, бензола, оксидов серы, смол. Производителю удалось не только снизить вредное влияние на окружающую среду, но и уменьшить износ двигателя вследствие минимального количества нагара. По данным испытаний, при сгорании топлива «Евро-6» образуется на 12,5% меньше отложений на впускных клапанах и на 13% - в камере сгорания.

Бензин «Евро-6» показал отличные результаты и в процессе хранения. Свойства продукта остаются стабильными в течение долгого времени. Информация подтверждена заключением ВНИИ НП. Примечательно, что компании удалось получить топливо с высокими характеристиками без увеличения себестоимости производства. Цена бензина АИ-95-К5 с пониженным содержанием серы на заправках будет примерно такой же, как и для «Евро-5».

Для производства топлива «Евро-6» компания «Роснефть» провела серьезную модернизацию НПЗ. Ряд установок реконструировали, построены новые испытательные лаборатории, отделы технического контроля. В разработке технологии приняли участие сотрудники собственного научного комплекса компании. В рамках модернизации на заводах «Роснефти» постепенно отказываются от импортных катализаторов, заменяя их продукцией российского производства. Снижение зависимости от зарубежных компонентов позволяет компании сократить издержки и снизить себестоимость топлива без ущерба для характеристик. В целом инвестиционная программа НК «Роснефть» по развитию производства предполагает модернизацию мощностей на сумму более 1,4 трлн рублей.

Сверх чистый 95-й - не единственный новый продукт в линейке компании. В 2019 году на рынке появилось топливо Pulsar-100 на основе АИ-100 с улучшенной защитой двигателя от нагара. Характеристики бензина подтверждены немецкой фирмой BASF, которая испытала продукт с двигателями BMW. Производитель добавил в состав «Пульсара» новую моющую присадку. Она эффективно растворяет нагар на форсунках, предотвращает закоксованность. Новое топливо применяется не только на личном автотранспорте, но и в спортивных машинах на кольцевых гонках.

Повышение экологичности бензина – главная задача для производителей на ближайшие годы. При этом важно сохранить доступность нового топлива, чтобы сократить потребление традиционных нефтепродуктов.

Если вы не равнодушны к будущему нашей планеты и хотите продлить ресурс двигателя вашего автомобиля, компания «РусПетрол» предлагает юридическим лицам купить топливные карты «Роснефть». Карты действуют в широкой сети АЗС НК «Роснефть». Позвоните нам, чтобы узнать больше о действующих программах безналичного расчета.