Различают три основных типа дизтоплива: летнее, зимнее и арктическое. Разница между ними заключается в температурах: эксплуатационной, застывания и вспышки. Требования к дизельному топливу регламентируются ГОСТ 305–82. В соответствии с ними летнее ДТ можно использовать при плюсовой температуре атмосферы, а уже при 10 градусах мороза оно застывает.

Зимнее дизтопливо за счет добавления специальных присадок более устойчиво к морозам – в зависимости от вида оно может выдерживать температуру -20–-30⁰С. А его застывание происходит лишь в сильные морозы, в пределах -35–-45⁰С. Арктическое адаптировано к использованию в экстремально низких температурах. Автотранспортные предприятия предпочитают заказывать дизельное топливо с доставкой в Москве заранее — еще до наступления зимы: это позволяет избежать проблем при внезапном похолодании.

Другие особенности дизтоплива

Важный показатель – содержание серы. Так, в летнем ДТ ее всего 0,2 %, в зимнем — существенно больше, до 0,5%, чуть меньше в арктическом – 0,4%. От концентрации серы зависят смазывающие свойства горючего, в то же время чем ее концентрация выше, тем больше токсичных веществ в выхлопах. Имеет значение и ЦЧ — цетановое число. Оно показывает, как много времени необходимо топливу для воспламенения при контакте с огнем. Принято считать, что этот показатель составляет 100% у цетана, у ДТ эта характеристика определяется путем лабораторных исследований. Минимально допустимое ЦЧ — 45%.

Помимо ЦТ марки топлива отличаются и по плотности: она выше у летнего ДТ. Чем больше плотность, тем выше температура застывания. Следовательно, наименьшая плотность у арктического дизельного топлива. Крайне важно следить за тем, чтобы топливо соответствовало сезону: при его кристаллизации происходит закупорка шлангов, в том числе топливного насоса, из-за чего не только станет невозможным запуск двигателя, но и с большой вероятностью оборудование выйдет из строя. Кроме того, если горючее не подходит, двигатель работает на меньшей мощности.

В последнее время существенно ужесточаются требования к дизтопливу. Это можно проследить по европейским требованиям к нему: концентрация серы не должна превышать 0,001%. Внедрение таких норм в России может привести к значительному удорожанию топлива, в связи с чем его производители вынуждены разрабатывать новые технологии. Исследователи предпринимают попытки получения ДТ путем смешивания обычного сырья с альтернативным, преимущественно вторичным: отработанными маслами, печным топливом, газовыми конденсатами.