Подорожает ли топливо в ближайшее время? 

Автолюбители уже давно привыкли к колебаниям цен на бензин и солярку. Сложнее компаниям, которые специализируются на автоперевозках. Закупить топливо на год вперед не получается, а объемы его потребления иногда настолько большие, что даже незначительное увеличение стоимости может существенно снизить доходность предприятия.

Ситуация на топливном рынке

Хотя спрос на горючее упал, что обусловлено снижением объемов торговли, вызванным экономическим кризисом, розничные цены на бензин и дизельное топливо растут, правда, не слишком интенсивно. Медленное повышение стоимости вызвано превышением предложения над спросом.

К третьему кварталу 2016 года запасы топлива составляют около 2,1 млн (совокупный объем по самым крупным нефтяным компаниям). Это приблизительно на 10% больше, чем в предыдущие, 2014 и 2015 годы. Спрос упал на 1,3-1,5 %. Для сравнения, в период с 2004 по 2014 год спрос рос в среднем на 3,3%. По крайней мере, такие сведения представила компания VYGON Consulting.

Официально никто не ведет статистику по потреблению горючего, разве что крупные автоперевозчики, закупившие топливные карты на бензин. Однако снижение спроса очевидно. О нем можно судить даже по уменьшению объемов продаж новых автомобилей – они значительно упали. Тенденция сокращения закупок сохраняется второй год подряд. Впрочем, потребители, заметив снижение спроса, уменьшили объемы производства – в первом квартале 2016 года на 3,6 % сравнительно с 2015.

Топливный рынок в России: прогноз на будущее

После повышения цен на 20% на рынке горючего в РФ наступило относительное затишье. Небольшие колебания погоды не делают, поэтому не стоит ожидать каких-то резких падений или подъемов в ближайшие недели. Сдерживающим фактором оказывается антимонопольная служба, поэтому даже если и произойдет подорожание бензина и дизельного топлива, оно будет незначительным и не превысит уровня инфляции.

 Пока что мы видим лишь повышение цен на биржевом рынке, на розничную стоимость горючего они пока еще не сильно повлияли. Так, к началу II квартала она выросла всего на 1,5-2 %, мелкооптовые цены с начала года увеличились на 13%. Особая ситуация сложилась на Крымском полуострове и Дальнем Востоке, рост цен там интенсивнее, что вызвало сложностями с доставкой горючего.

Влияет на стоимость и принадлежность АЗС. Сетевые станции заправки могут себе позволить сдерживать цены на прежнем уровне, а некоторые даже их незначительно снижают с целью привлечения клиентом. Сложнее всего независимым АЗС, прибыль которых зависит от маржи – в большинстве случаев она составляет 11 %, что для них критично: ведь приходится работать на грани убыточности. Серьезная конкуренция на топливном рынке только на руку потребителю. Это один из факторов, сдерживающих рост цен.