Цетановое число – важный показатель дизельного горючего, который влияет на работу двигателя в целом. Эта характеристика показывает способность к воспламенению и ровному горению топлива. Оптимальные значения цетанового числа закреплены государственным стандартом. Они отличны для топлива летнего, зимнего, арктического назначения, а также для горючего с присадками.

От чего зависит цетановое число?

Дизельное топливо представляет собой смесь разнокомпонентных углеводородов. В большем количестве в нем представлены соединения следующих типов:

  • Ароматические углеводороды;
  • Парафиновые С10-С16 с прямой цепочкой, а также их изомеры;
  • Олефиновые углеводороды с числом атомов от 8 до 13;
  • Нафтеновые углеводороды.

В зависимости от сорта сырой нефти получаемое дизельное топливо будет более или менее чистым, количество легковоспламеняющихся углеводородов будет определять цетановое число горючего. Так, светлая нефть отличается высоким содержанием легких парафинов и, соответственно, высоким цетановым числом. Тяжелые сорта нефти требуют длительной и глубокой переработки. При этом выделяется большое количество изомеров, и для доведения до стандарта это сырье должно пройти многокомпонентную обработку, повышающую ее конечную цену.

Нежелательны в составе нефти непредельные углеводороды. Эти соединения легко полимеризуются, образуя тяжелые, смолистые осадки. Они забивают двигатели, засоряют форсунки и способствуют раннему износу автомобиля. Ароматические углеводороды удаляют из горючего по ряду причин:

  1. Они обладают низким содержанием водорода и высокой молекулярной массой. Эти качества создают условия для образования большого количества продуктов сгорания, при этом часть ароматических углеводородов (бензол, толуол) являются канцерогенными;
  2. Эти соединения активно поглощают воду из паров воздуха. Такое свойство способствует образованию ледяных кристаллов при низких температурах в осенне-зимний сезон, что отрицательно сказывается на форсунках и может привести к остановке двигателя.

Однако горючее с высоким цетановым числом не всегда является панацеей и положительно влияют на качество сгораемой смеси. Так, в условиях непрогретого двигателя, при работе в суровых условиях при очень низких температурах такое дизельное топливо сгорает не полностью, что вызывает проблемы с поршневой системой. 

Согласно принятым правилам все импортируемое горючее должно соответствовать определенным нормативам. С 2016 года импортируемое дизельное топливо с доставкой в Москве должно иметь цетановое число не менее 51, горючее российского производства – от 45 до 50.

Способы повышения цетанового числа

  1. Добавка присадок и соединений, оказывающих стабилизирующее действие на топливо и повышающее цетановое число. Чтобы повысить индекс на 5-10 единиц, требуется ввести присадки в количестве 1,5% от общей массы горючего. К ним относят ацетил, циклогексилнитрат и другие соединения. Часть из них является нестойкими, поэтому такое топливо нуждается в определенных условиях хранения;
  2. Глубокая переработка исходного горючего на основе тяжелых парафинов. Это сложный многокомпонентный процесс, в результате которого из состава удаляется осадок. Этот способ ведет к потере количества дизеля на выходе, однако является эффективным, но дорогостоящим.